logo search
Этика деловых отношений Черноскутов, Парфенова,

5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора

Умение вести разговор – это талант

Стендаль

Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств и служит для установления взаимосвязей и сотрудничества людей. В сфере профессиональной деятельности используется деловое общение, одной из форм которого является деловая беседа.

Деловая беседа – это процесс делового общения с использованием вербальной и невербальной связей, направленный на решение вопросов профессиональной деятельности15. Примерами деловой беседы являются: прием руководителем сотрудников по личным вопросам, собеседование при трудоустройстве и при увольнении, разбор конфликтных ситуаций и т.д.

Деловая беседа отличается от других деловых форм общения тем, что она дает эффект обратной связи, позволяет реагировать на высказывания собеседника с учетом конкретных условий разговора, поведения собеседника, позволяет использовать различные вербальные и невербальные средства коммуникации.

При проведении деловой беседы необходимо соблюдать ее этапы. В любой беседе должны присутствовать следующие стадии16:

  1. Подготовка к беседе.

  2. Начало беседы, изучение собеседника. Желание расположить к себе.

  3. Обмен информацией. Изложение проблемы (вопроса).

  4. Аргументирование выдвигаемых положений.

  5. Принятие решения.

  6. Завершение беседы.

Подготовка к беседе подразумевает:

Начало и завершение беседы очень важны, так как особенно хорошо запоминаются начало и конец любого события. Неудачное начало или окончание снижают общее впечатление от беседы.

В начале беседы необходимо установить контакт с собеседником, оценить его психологическое состояние и, с учетом этого, выбрать тон беседы, выработать правильное, корректное отношение к собеседнику. Существует классификация типичных черт потенциальных собеседников, которая помогает избрать правильную тактику, избежать конфликтных ситуаций и добиться положительного результата в ходе планируемой беседы (таблица 5.1).

Таблица 5.1