Рекомендации по тактике ведения переговоров26
Рекомендуется | Не рекомендуется |
|
|
В основе любых переговоров лежат следующие умения:
1. Умение слушать. Лучше понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника помогает активное слушание. Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:
поощрение собеседника («Да-да», «Очень интересно», «Я вас слушаю» и т.д.);
уточнение («Что вы имеете в виду, говоря о…?», «Что значит…?» и т.д.);
дословное или почти дословное повторение слов собеседника («Если я вас правильно понял. Вы предлагаете…», «То есть вы считаете, что…»);
выражение сопереживания, понимания чувств собеседника («Я понимаю ваше состояние», «Ваше возмущение можно понять»);
выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющих уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника («Таким образом, можно сделать вывод о том, что…», «Итак, подводя итоги…»)27.
2. Умение убеждать. Оно необходимо для того, чтобы добиться согласия оппонента с высказанной точкой зрения. Для обоснования своей точки зрения или для опровержения точки зрения оппонента можно использовать различные методы аргументации (см. тему 4.3.).
3. Умение задавать вопросы. Это является важной составляющей эффективного обсуждения предложений сторон. Необходимо использовать различные виды вопросов:
риторические – утверждение или отрицание, выраженное в вопросительной форме и не требующее ответа. Позволяют ненавязчиво склонить оппонента к мнению говорящего;
наводящие – содержат элементы требуемого ответа. Их можно использовать для подтверждения точки зрения говорящего или направления переговоров в нужное русло;
альтернативные - предоставляют оппоненту возможность выбора из двух-трех вариантов, что позволяет быстрее принять решение.
Умение мыслить творчески. Это качество предполагает умение:
отказаться от стереотипа;
свободно переходить от одного аспекта вопроса к другому;
находить неожиданные, уникальные решения.
Третий этап достижения соглашения состоит из трех основных моментов.
Выявление вариантов для соглашения:
подробно рассматриваются интересы сторон;
оценивается эффективность выбираемых вариантов решений.
Окончательное обсуждение вариантов решения:
посредством уступок сторонами выбирается один из имеющихся вариантов решений;
выбранный вариант усовершенствуется;
формулируется окончательное решение.
Достижение формального согласия:
достигается согласие, которое может быть представлено в виде юридического документа (договор, контракт);
обговариваются условия выполнения данного документа;
разрабатываются пути преодоления возможных препятствий;
предусматривается процедура контроля за выполнением договоренностей;
разрабатываются механизмы ответственности за их невыполнение.
После завершения переговоров целесообразно провести их анализ (третья стадия). Необходимо проанализировать следующие моменты:
какие действия, аргументы способствовали успеху (неуспеху) переговоров;
какие возникали трудности, как эти трудности преодолевались;
что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;
какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров;
каково было поведение партнеров при переговорах;
какие принципы ведения переговоров возможно и целесообразно использовать на других переговорах.
По окончании переговоров также целесообразно подготовить отчет, в котором дать анализ итогам и ходу переговоров. Достигнутые в ходе переговоров договоренности необходимо выполнять, чтобы не испортить свою деловую репутацию. В случае возможного срыва выполнения договоренности по вашей вине, необходимо заранее поставить партнера в известность, предложив варианты компенсации.
Задание 5.3.1. Попробуйте выяснить позицию вашего руководителя в рамках подготовки к переговорам по вопросу улучшения условий труда (повышения заработной платы и т.п.).
Задание 5.3.2. Сформулируйте собственную аргументированную позицию по данному вопросу.
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список