logo search
Этика деловых отношений Черноскутов, Парфенова,

Рекомендации по тактике ведения переговоров26

Рекомендуется

Не рекомендуется

  1. Описывать действия.

  2. Видеть проблему и искать пути ее решения.

  3. Удовлетворять свои и чужие потребности.

  4. Видеть ценность партнера и щадить его самолюбие.

  5. Быть гибким.

  6. Уважать потребности людей в признании, уважении и самоутверждении.

  7. Формировать установку на согласие. Задавать вопросы для ответов «да».

  8. Излагать выгоду и пользу своей продукции и услуг для партнера.

  9. Управлять эмоциями и выдерживать позицию на равных в спокойной уверенности.

  10. Уходить от позиционной «войны» в область общих интересов и искать пути их удовлетворения

  11. Свои аргументы и доводы встраивать в рассуждения партнера.

  12. Использовать его аргументы в своих возражениях и возражать в форме вопросов и ответов.

  13. Брать на себя всю ответственность за все происходящее.

  14. Иметь выбор вариантов и предлагать их.

  15. Читать «язык тела» партнера.

  16. Уточнять смысл высказываний партнера, отражать свое понимание этого смысла.

  17. Оформлять представления о конечном желаемом результате в виде конкретной продукции, услуг, документов и предлагать показатели оценки этого результата.

  18. Видеть плюсы и минусы своих и чужих предложений.

  19. Относиться к партнеру как к другу.

  1. Оценивать действия.

  2. Видеть причину проблемы в виновности человека.

  3. Удовлетворять только свои потребности.

  4. Задевать самолюбие партнера, высказывать недоверие.

  5. Быть прямолинейным.

  6. Не признавать право людей на уважение и признание.

  7. Задавать вопросы, предполагающие ответы «нет».

  8. Допускать эмоциональные срывы, держать себя униженно или высокомерно.

  9. Отстаивать свои позиции упорно, несмотря ни на что.

  10. Свои возражения подавать в виде требований.

  11. Обвинять партнера в непонимании, упрямстве и перекладывать на него ответственность.

  12. Игнорировать состояние партнера. Поддаваться иллюзии: все понятно без всяких уточнений.

  13. Использовать субъективные оценки и критерии.

  14. Видеть только плюсы своих и минусы чужих суждений.

  15. Относиться к партнеру нейтрально или враждебно.

В основе любых переговоров лежат следующие умения:

1. Умение слушать. Лучше понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника помогает активное слушание. Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:

2. Умение убеждать. Оно необходимо для того, чтобы добиться согласия оппонента с высказанной точкой зрения. Для обоснования своей точки зрения или для опровержения точки зрения оппонента можно использовать различные методы аргументации (см. тему 4.3.).

3. Умение задавать вопросы. Это является важной составляющей эффективного обсуждения предложений сторон. Необходимо использовать различные виды вопросов:

риторические – утверждение или отрицание, выраженное в вопросительной форме и не требующее ответа. Позволяют ненавязчиво склонить оппонента к мнению говорящего;

наводящие – содержат элементы требуемого ответа. Их можно использовать для подтверждения точки зрения говорящего или направления переговоров в нужное русло;

альтернативные - предоставляют оппоненту возможность выбора из двух-трех вариантов, что позволяет быстрее принять решение.

Умение мыслить творчески. Это качество предполагает умение:

Третий этап достижения соглашения состоит из трех основных моментов.

  1. Выявление вариантов для соглашения:

  1. Окончательное обсуждение вариантов решения:

  1. Достижение формального согласия:

После завершения переговоров целесообразно провести их анализ (третья стадия). Необходимо проанализировать следующие моменты:

По окончании переговоров также целесообразно подготовить отчет, в котором дать анализ итогам и ходу переговоров. Достигнутые в ходе переговоров договоренности необходимо выполнять, чтобы не испортить свою деловую репутацию. В случае возможного срыва выполнения договоренности по вашей вине, необходимо заранее поставить партнера в известность, предложив варианты компенсации.

Задание 5.3.1. Попробуйте выяснить позицию вашего руководителя в рамках подготовки к переговорам по вопросу улучшения условий труда (повышения заработной платы и т.п.).

Задание 5.3.2. Сформулируйте собственную аргументированную позицию по данному вопросу.