logo search
Вопросы и ответы ГЭК

18. Квалификационные требования к личности менеджера

Квалификационные требования к личности менеджера:

- понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных особенностей и стилей работы, овладение способами увеличения эффективности управления;

- способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

- ораторские способности и умение выражать свои мысли;

- владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;

- способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

- способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;

- умение оценивать и повышать не только знания, но и практические навыки.

Структура организаторских способностей – Л.И. Уманский. Вся совокупность способностей разделена им на две группы: общие организаторские способности и специфические.

Общие организаторские способности: практичность ума (практическая сметка, способность применять знания в различных ситуациях, опыт в жизненной практике); общительность (потребность в общении, открытость, информационно-коммуникативная, регуляционная и эмоциональная составляющие процесса общения); глубина ума (способность доходить до сущности явлений, видеть и понимать их причины и последствия, способность определять главное); активность (интенсивность взаимодействия человека со средой, энергичность действий, напористость, решение практических дел); социальная инициативность (преодоление устаревшего, отжившего, выдвижение новых социально значимых идей, целей, предприимчивость и другие инновации); настойчивость (волевые усилия, обеспечивающие достижение поставленных целей, целеустремленность, упорство, умение доводить до конца начатое дело); самообладание (способность контролировать свое психическое состояние, обеспечивать работоспособность даже в дезорганизующих ситуациях). Самообладание - показатель психической и социальной зрелости личности; работоспособность (выносливость, возможность выполнять качественную работу длительное время, оптимальная организация своей деятельности); наблюдательность (способность и умение схватывать примечательные характерные, даже малозаметные свойства людей, предметов, ситуаций и явлений, их детали, сохранять их в памяти). Развитие наблюдательности – важная задача познавательной установки человека и необходимое условие адекватного восприятия действительности; личная организованность (умение планировать свою деятельность, способность подчинять себя, свое поведение необходимому режиму - рациональному использованию времени, быть последовательным).

Специфические организаторские способности: «организаторское чутье» (чувственная и интеллектуальная интуиция, как целостное охватывание условий проблемной ситуации. Здесь же - психологическая избирательность, способность разбираться в людях, практически ориентированный ум, психологический такт в общении); эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность соблюдения общественно значимых ценностей и норм поведения, критичность); склонность к организаторской работе (самостоятельное включение в эту деятельность, принятие на себя организующую роль, готовность нести ответственность за других людей и результаты их деятельности, эмоционально положительное самочувствие в организаторской деятельности, скучание и неудовлетворенность без нее)., наличие морально-этических (нравственных) качеств, которые предопределяет авторитет руководителя: честность, порядочность, принципиальность, справедливость, уважение и доброжелательность в общении с другими, умение выполнять свои обещания, обязательность.

В деятельности руководителя существенное значение имеют его коммуникативные способности. Умение общаться, нравиться и убеждать составляет ядро коммуникативных способностей. Это умение формируется и воспитывается индивидом с помощью методов психологического воздействия: Аутотренинг, Принуждение Убеждение Разъяснение Увещевание Пример Требование Поощрение Наказание Соревнование Мозгового штурма; и приемов - Акцент на лучшее Общее мнение Ситуация успеха.

Успех воздействия зависит от возраста (чем моложе, тем выше), пола (чаще всего женщины более внушаемы, чем мужчины), интеллекта (с повышением уровня образования внушаемость обычно снижается), состояния здоровья (при переутомлении или после заболеваний внушаемость становится выше) и др.

Способности менеджера можно определить с помощью теста.