logo search
ГОСЫ%20(1)[1]

31. Зарубежный опыт менеджмента ( на примере фирмы скс и т)

Труд менеджеров возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует углубленной специализации работников, обеспечивающей непрерывность этапов и стадий

всего производственного процесса. Поэтому в качестве менеджеров выступают работники различных специальностей: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего фирмой или ее подразделением. При этом независимо от уровня управления занимать должность «менеджера» —

значит принадлежать к профессиональной деятельности в качестве управляющего.

Термин «менеджмент» (управление) появился в США, но в настоящее время стал известен практически каждому образованному человеку во всем мире. В общедоступном понимании менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; поэтому часто под менеджментом понимают функцию

управления, т. е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковской

деятельности, индустрии гостеприимства и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.

В англоязычных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но только применительно к хозяйственной деятельности. Содержание менеджмента можно рассматривать в различных направлениях: функция или вид профессиональной деятельности, организация управления предприятием, процесс разработки и принятия управленческих

решений, орган или аппарат управления, категория людей, наука и искусство управления

Менеджмент — это функция или вид профессиональной деятелъности, направленной на достижение определенной цели. Сущность и содержание этого вида деятельности проявляется

в его функциях: организация, планирование, координация, мотивация и контроль, Поэтому менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект,

мотивы поведения людей, работающих в организации, на достижение этих целей.

Управленческая деятельность зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой Четко определены управленческие группы, управленческая деятельность ясно

воспринимается и отделяется от неуправленческой

Занятие руководящих постов в организации чаще всего происходило по праву рождения или путем захвата силой Занятие руководящих постов происходит преимущественно на

основании уровня компетентности сотрудника с соблюдением законности и порядка.

Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.

Упор на приказ и интуицию Упор на коллективную работу на рациональность.

подходы к его осуществлению обычно означали рубежи, отмечавшие широкие преобразования в практике управления.

В современном управлении можно встретить отдельные проявления старых приемов и методов, в частности это относится к структуре римской католической церкви, однако в целом

характер такого управления отличается от современного менеджмента.

Теория управления как наука является относительно новым явлением в истории бизнеса. Первая радикальная идея появилась в статье «Инженер как экономист» Генри Р. Тауна,

основателя и президента «Эйле эндТаун Манифактуринг Компании. В этой статье Таун утверждал, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу.

Как основатель торговой палаты Таун оказал значительное влияние на деловой мир. Его статья часто упоминается как начальная точка отсчета современной науки управления.

Научное управление было первым систематизированным подходом в истории управленческой мысли. Его самая важная черта связана с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов

Менеджмент - один из способов организации совместной деятельности людей в условиях рыночной экономики. Менеджмент способствует тому, чтобы деятельность любой

организации max удовлетворяла запросы потребителей, не наносила вреда общественности и по мере возможности вносила посильный вклад в решение общенациональных проблем, а в последнее время проблем мирового значения.

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в его границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутри производстве иных резервов, роста производительности труда и эффективности

использования всех ресурсов) Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени, основой стратегии является непрерывный

рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху

Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сводится к тому, что идеальная организация не должна иметь ни официальной организационной структуры,

ни какой-либо формальной структуры вообще. Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации, необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация

групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада и рационализацию, и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве - основные характеристики этой модели управления.

Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством. Считается, что японская культура менеджмента самая эффективная

в современных быстроменяющихся условиях. Эффективность японского менеджмента чаще всего связывают с его способностью максимально использовать физические и интеллектуальные способности персонала

и способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям,

сохранив при этом общую ориентацию на долгосрочную перспективу. В этой связи рассматривают стратегию японского менеджмента, управление финансами, управление

человеческими ресурсами. Отличительной особенностью в стратегии японского менеджмента является ориентация на отдаленное будущее, готовность к постоянным изменениям, нацеленность на

требования внешней среды. Характеристика стратегии японских фирм - создание большого запаса прогнозов для выживания в виде преданного фирме высококвалифицированного

персонала и технологии. Стратегия японских фирм в качестве ориентира использовала среднесрочные государственные планы, а также долгосрочные комплексные планы развития. Особенность стратегии японских фирм - их согласованность на всех уровнях руководства, широкая опора на разнообразные компромиссы. Особенность управления финансами - жесткая экономия инвестиционных ресурсов.

Даже в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры высшие менеджеры многих компаний предпочитают не привлекать капитал со стороны и ограничивать инвестиционные вложения тем уровнем, который можно обеспечить внутренними источниками. Главный внутренний источник - прибыль. Для того, чтобы инвестиции были достаточны, в японских компаниях на их финансирование направляется большая часть прибыли. Как правило, по акциям выплачиваются небольшие дивиденды даже при большем объеме полученной прибыли, все идет на развитие пр-ва. Если рыночная конъюнктура ухудшилась, фирма столкнулась с проблемами сбыта, менеджеры значительно

сокращают и замораживают инвестиционные программы. В целях экономии средств крупные компании при неблагоприятных условиях осуществляют децентрализацию, при которой подразделения переводятся на самофинансирование. Чтобы скоординировать деятельность отдельных подразделений, в рамках общей стратегии фирмы формируются координационные советы менеджеров

(цель - устранить разногласия между общей стратегией фирмы и интересами подразделений). Японский менеджмент очень эффективен с точки зрения управления людьми в том

направлении, что здесь в наибольшей степени учитываются национальная специфика, культурные традиции. В японском менеджменте действует общий принцип: человек – главный

приоритет управления. Чтобы реализовать этот принцип, уделяется огромное внимание формированию кадрового состава, адаптации работников в коллективе, профессиональному росту, повышению квалификации, созданию особой морально-психологической атмосферы, стимулированию творчества, налаживанию межличностных отношений, решению социальных

проблем. Японский менеджер делает всё, чтобы работник считал фирму 2-ой семьёй. Это основано на присущей японцам групповой психологии: плохо переносят вхождение в коллектив новых людей, однако охотно делятся бытовыми проблемами с коллегами по работе. Японские компании начинают подбирать себе кадры еще в составе школьников. Многие крупные

компании имеют свои подшефные школы, институты, колледжи. Во многих фирмах коллектив полностью составлен из выпускников одного учебного заведения. Широко распространено наставничество, когда прикрепляют наставника, который обучает особенностям работы и взаимоотношений в коллективе. Часть работников принимается на условиях пожизненного найма

(до пенсии, даже в условиях трудностей фирмы). Практикуется продвижение по службе в зависимости от стажа работы и возраста. Менеджеры, работающие на условиях пожизненного

найма, по достижении пенсионного возраста переходят в 1 разряд консультантов и почетных пенсионеров (их опыт и знания активно используются). Чтобы работники не теряли квалификации, во многих фирмах формируется система повышения квалификации и ротации по службе. Характерно, что многие менеджеры открыты для своих подчиненных,

сглаживают статусные противоречия, всячески подчеркивают демократический характер на фирме.

Опыт менеджмента стран Западной Европы. Из всех европейских разработок максимальное значение имеет финский опыт «управления по результатам» и опыт менеджеров Германии по «управлению качеством».

Финская организация представляет собой объединение людей для достижения определенных результатов. Всех работников интересуют не цели как идея, а конкретные результаты. Определять результаты должны все вместе. Каждая фирма стремится добиться результатов в 3-х плоскостях: 1) с точки зрения самой деятельности фирмы;

2) с точки зрения продукции или услуг, которые фирма производит; 3) с точки зрения потребителей, т.е. удовлетворение каких-то специфических потребностей. Управление включает в

себя планирование, организацию выполнения планов, контроль и развитие фирмы. На стадии планирования определяются результаты и результативные цели и разрабатываются перспективные и годовые планы, составляются графики работы. В планирование включается также составление бюджета. Организация включает в себя распределение обязанностей и выработку способов достижения целей и результатов. Причем исполнителям предоставляется полная самостоятельность в вопросе выбора средств для получения результатов. Контроль главным образом ориентирован на оценку достигнутого и сравнения с запланированными результатами, выявление отклонений и их причин, разработку мер устраняющих причины.

Дважды в год проводится всеобщее заседание, посвященное обсуждению результатов. На них вносятся коррективы в совет директоров. Развитие включает в себя определение

необходимых изменений во всех

областях деятельности, подготовку к ним всех работников (чтоб воспринимали положительно). Изменения могут касаться: структуры, методов работы, системы информации, внутренней культуры, техники и технологии, продукции, рынков сбыта и т.д. Мероприятия группируются в однородные комплексы, которые реализуются на отдельных стадиях изменений или

развития: 1) робости (никто толком ничего не понял); 2) раздоров и кликушества (не верят в изменения); 3) стабилизации; 4) сотрудничества; 5) зрелости. Особое значение на каждой

стадии придается менеджерам. Считается, что они должны подавать пример. Основное отличие немецких кружков - они создаются по инициативе самих работников, а руководства

фирмы.

Ежегодно проводятся национальные конгрессы научного общества качества. Суть европейского управления определяется следующими моментами:Ставка делается на человека самореализующегося;Фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместным ценностями , как «клан»;Фирме должно быть присуще

постоянное обновление , питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Европейская философия управления основана на системном , ситуационном подходе. Фирма – открытая система. Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее.

Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней.

Все внутреннее построение системы является ответом на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений.Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы

Значение и возможности его использования в России. Причины необходимости ЗОМ в России: 1) Надо развивать интеллектуальный потенциал наших менеджеров

(для совершенствования умения выработки нестандартных решений); 2) Полезен для укрепления авторитета и власти менеджеров; 3) Выход на внешний рынок. Для успешного сотрудничества с зарубежными партнерами надо знать методы, термины; 4) Выработка эффективной стратегии в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами; 5) Возможность

избежать чужих ошибок; 6) Что-то может пригодится в собственной практике. На сегодняшний день у нас в стране есть хорошие возможности для изучения ЗОМ: самообучение и в специальных учреждениях