logo search
шпоры

5.Самоорганизация и самоуправление.

Деятельность любой организации базируется на уставных документах, законодательных и нормативных актах, должност­ных инструкциях для персонала, отделов, цехов и т.д. Наряду со штатной управленческой деятельностью в организации проис­ходят процессы, связанные с появлением неформальных лиде­ров, с несанкционированной организацией и управлением. Эти процессы называются самоорганизацией и самоуправлением.

Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживой материи. В ряде случаев они более эффективны, чем искусственные управление и организация. В некоторых случаях

они инициируют развитие искусственного управления в органи­зации или же функционируют совместно. Иногда трудно опре­делить, что послужило источником профессионального управ­ления: оно само или элементы самоуправления.

Самоорганизация и самоуправление играют две важные роли:

компенсируют неохваченные области управления в случае недостаточно профессионального управления;

инициируют развитие искусственного (формального) управления и организации.

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс самоорганизация заключается в формиро­вании, поддержании или ликвидации совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых производственных и межлич­ностных отношений в коллективе на основе свободного выбора принятых правил и процедур. Как явление самоорганизация представляет собой набор элементов, служащих для реализации программы или цели. К таким элементам относятся неформаль­ные структуры, участники этого процесса, ресурсы и т.д. В за­висимости от объекта управления выделяют техническую, био­логическую и социальную самоорганизацию (рис,2.2).

Рис. 2.2. Направления самоорганизации

Техническая самоорганизация как процесс представляет со­бой автоматическую смену программы действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет, самонастройка программных ресурсов современных вычислительных систем). Техническая самоорганизация как явление - это

набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования (например, набор дублирующих устройств, средств связи, пожаротушения и т.д.). Такая самоорга­низация происходит в случае выхода из строя какого-либо уст­ройства. Тогда на смену ему подключается другое дублирующее устройство или новая схема взаимодействия элементов.

Биологическая самоорганизация как процесс представляет собой действия, основанные на генетической программе сохра­нения вида, и призвана обеспечить соматическое (телесное) по­строение объекта. Как явление биологическая самоорганизация — это конкретные изменения в живой природе (мутации) для при­способления к конкретным условиям существования. Например, в зонах сильного радиоактивного заражения наблюдались изме­нения внешнего вида некоторых деревьев и животных. Биологи не связывают это с болезнями растений и животных, а предпо­лагают, что это приспособление к новым условиям.

Социальная самоорганизация как процесс основана на дея­тельности по гармонизации общественных отношений вклю­чающей действия по изменению приоритетов потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей человека, и коллектива. Носителями социальной самоорганизации являются люди с повышенной социальной ответственностью за поступки своих родных, знакомых и незнакомых людей. Социальная от­ветственность является чертой характера человека, наряду с от­зывчивостью, чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью и т.д. Она может быть врожденной или приобретаемой за счет воспитания и учета моральных норм общества. Таким образом, социальная самоорганизация реализуется в следующих видах: самовоспитание, самообучение и самоконтроль.

Самовоспитание - это преодоление вредных или создание новых позитивных качеств личности или организации за счет собственных сил и ресурсов. Оно реализуется в действиях по формированию активной деловой политики, самоутверждению своей продукции и себя как личности, внедрению прогрессивных технологий. Самовоспитание предусматривает самовнушение, самодисциплину, лояльность, самоодобрение, самостимулирование, преодоление отрицательных эмоций.

Самообучение - это самопроизвольное стремление человека или организации к совершенствованию или получению инфор­мации и знаний. Самообучение опирается на потребность челове­ка в информации, знании и общении, а также на потребности об­щества в прибавочном продукте и саморазвитии. Самообучение осуществляется за счет затрат собственного свободного времени и финансовых ресурсов. Оно может проводиться Э различных формах общественного обучения (высшее, среднее ипрофессио­нальное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно. Самообучение также является следствием практики человека, его жизненного опыта, опыта окружающих его людей и организаций.

Самоконтроль - это оценка внутренних ощущений с результатами выполняемых или выполненных действий; она может относиться к человеку, коллективу или организации. Внут­ренние ощущения при самоконтроле обычно базируются на мо­ральных ценностях, принятых нормах или традициях, собственных представлениях. Самоконтроль позволяет человеку, коллективу или организации неформально оценить свою деятельность, выявить свои возможности для улучшения деятель­ности, убедиться в соответствии или несоответствии работы whim силам и знаниям. Для проведения самоконтроля применя­йся самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование самого себя, доверительная беседа, внутренний голос, Результаты самоконтроля могут либо полностью совпадать с результатами формального технологического контроля, либо быть завышенными или заниженными. Самоконтроль дает внутреннюю уверенность в правильности или неправильности pin иьтатов официального контроля.

Самоорганизация может быть личной и коллективной.

Личностная самоорганизация реализуется:

Коллективная самоорганизация типична для общественных отношений.

Как явление социальная самоорганизация представляет кон­кретные поступки человека или группы людей, лозунги, петиции и др. Например, организация кассы взаимопомощи, в которую люди добровольно вносят небольшие суммы денег для матери­альной поддержки своих же коллег в экстремальных случаях.

Под самоуправлением понимается автономное функциони­рование какой-либо социальной системы (коллективов, организа­ций, объединений и даже одного человека). Оно реализует по­требность человека и организации к свободе, самовыражению и самопроявлению. Самоуправление может быть только конкрет­ным, например, для высшего управленческого персонала органи­зации, для персонала конструкторского бюро и т.д. В самоуправ­лении иерархия подчинения или отсутствует или слабо выражена в отличие от формализованного управления. Самоуправление предполагает выбор целей, формирование сопутствующих им задач, разработку средств и методов их решения. При этом дан­ный процесс является элементом демократизации общего управ­ления за счет непосредственного участия работников в деятельно­сти по разработке решений компании, стратегии ее развития и т.д.

Принципов самоуправления три: принцип вторичности, принцип мягкой регламентации и принцип сочетания управле­ния и самоуправления. Рассмотрим их.

Принцип вторичности: «Самоуправление должно быть вто­ричным процессом в организации после формализованного управления».

Данный принцип можно применять как для неформальных организаций, так и для юридических лиц. Для неформальных организаций, например, объединения коллекционеров, группы художников и других, самоуправление и самоорганизация яв­ляются начальным элементом процесса их объединения. Даль­нейшая деятельность требует довольно жесткой регламентации (порядка) в виде инструкций, правил. Порядок предусматривает систему управления, то есть введение системы формализован­ного (с элементами профессиональности) управления. И такое управление присутствует во всех, длительное время сущест­вующих, неформальных организациях.

Юридические лица в форме обществ или товариществ соз­даются для удовлетворения конкретной внутренней или внеш­ней общественной потребности или интереса. Они обязаны со­блюдать свой устав и законодательство страны пребывания. Со­блюдение действующих законов, принципов и положений тре­бует профессионального (формализованного) подхода к управ­ленческой деятельности. Самоуправление как элемент творче­ского труда эффективно только в рамках разрешенных сфер деятельности и налоговых регламентов. Поэтому руководитель должен в первую очередь укреплять формализованное управле­ние и по мере необходимости содействовать самоуправлению.

Принцип мягкой регламентации: «Процесс самоуправления должен регламентироваться законодательными актами и поло­жениями только по ключевым элементам деятельности».

К ключевым элементам относится деятельность людей, свя­занная с международными нормами и ограничениями. Напри­мер, деятельность (в том числе управленческая) должна способ­ствовать защите прав человека, получению финансовой прибы­ли и т.д.). Стремление государственных чиновников подчинить неформальные процессы регламентации редко давали положи­тельные результаты. Например, регламентация в изобразитель­ном искусстве в России в 1980-1990-е годы привела к появле­нию «андерграунда». Самоуправление основано на субъекти­визме активного персонала. В случае жесткой регламентации самоуправление вырождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих деятельность потребностей и интересов.

Принцип сочетания управления и самоуправления: «В лю­бой орг анизации формализованное управление и самоуправле­ние должны сочетаться на каждом уровне управления». Данный принцип основан на том, что для достижения взаимодействия между руководителем и подчиненным необходимо удовлетво­рять потребности и интересы как человека (работника), так и самой организации (общества).