logo search
ГОСЫ%20(1)[1]

19. Принципы построения организационных структур управления предприятием (организацией)

Организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.Организационная структура — форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой

происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями,

связи между которыми обеспечивают координацию их исполнения.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть (например,

менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления предприятием (например, гостиницей). В организационной структуре выделяется вертикальное и горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда возникает при наличии нескольких уровней управления и заключается в том, что руководитель верхнего уровня управляет деятельностью

руководителей среднего и низшего уровней, т. е. в формальном смысле обладает большей властью и статусом

Горизонтальное разделение труда отражает степень того разделения между отдельными единицами. Руководитель высшего уровня имеет прямой контроль над несколькими

руководителями среднего уровня, например по производству, бухгалтерскому учету, маркетингу. В свою очередь, руководитель среднего уровня имеет прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня,

а те — непосредственно над определенным количеством исполнителей.

Общие принципы построения организационных структур управления предприятиями следующие:

структура предприятия должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной процессу производства и оказания услуг и меняться вместе с ним;

структура должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий менеджеров, которые, в свою очередь, определяют политикой, процедурой, правилами и

должностными инструкциями;

при построении структур управления должен быть реализован принцип соответствия функций и полномочий, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры конкретного

сотрудника — с другой;

каждая функция, реализуемая фирмой, должна быть закреплена за конкретной службой, т.е. недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими службами;

иерархия служб не должна подчинять одному субъекту управления более шести-семи объектов.

На эффективность организационной структуры управления влияют:

• действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой, что отражается в их должностных обязанностях;

• действующая политика руководства и методы, влияющие на поведение сотрудников;

• полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

Планирование и организационное проектирование должно базироваться на стратегических планах организации, поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач.

Этапы организационного проектирования.

1. Деление организации по горизонтали на крупные блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии.

2 Установление соотношения полномочий различных должностей. Руководство устанавливает цепь команд, производит дальнейшее деление на более мелкие подразделения,

чтобы эффективно использовать специализацию

3. Определение должностных обязанностей как совокупности задач и функций и возложение их выполнения на конкретных лиц. Руководство может разрабатывать определенные

задачи и закреплять их за исполнителями, которые несут ответственность за их удовлетворительное выполнение.

Успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как того требуют внешние условия.

Процесс разработки организационной структуры заканчивается разработкой особого документа «Положения об организационной структуре предприятия», который в общем

виде должен содержать следующие основные разделы виды деятельности, продукты, услуги и бизнесы; перечень обеспечивающих функций (организация туров, сбыт,

финансы и учет и т.д.), перечень функций менеджмента (экономика, маркетинг, персонал, бизнес-планирование и т. д); перечень организационных звеньев (должностей);

закрепление видов деятельности, обеспечивающих функций менеджмента за структурными звеньями; организационная структурная схема. Очевидно,

что для реализации вышеуказанного комплекса мероприятий необходимы типовые методики и процедуры, а также специальные программные средства,

поддерживающие работу по управлению такими методикам и процедурам. В начале 90-х гг. на Западе появились первые специализированные программы, способные помогать

решению задач, связанных с организацией управления предприятием, — Orgware (программы организации деятельности). Они поддерживают основные процедуры построения организационных структур, позволяют создавать необходимые внутрифирменные регламенты. С выходом на отечественный рынок решений «БИГ-Мастер» в России появились

отечественные разработки подобных программ, причем в варианте, допускающем применение и вне рамок дорогих корпоративных информационных систем.