4.4.Источники инновационных идей и методы их исследования
Источники инноваций находятся как вне, так и внутри организации. Общая классификация источников инновационных идей и методов их анализа представлена на рис.13.
Что касается радикальности предполагаемой инновации, то опыт показывает, что на первоначальном этапе поиска и оценки инновационных идей очень трудно определить степень радикальности. Инновация, которая кажется небольшой, может в последующем дать значительный эффект. Особенно это касается нетехнических инноваций - торговых, организационных, социальных и т.д.
Для осуществления одной инновации в среднем необходимо иметь порядка 60 –80 разнообразных идей, которые должны будут пройти оценку и отбор. Далеко не все идеи по тем или иным причинам найдут свое быстрое воплощение. Например, идея фотографии ждала своего внедрения более ста лет, идея телефона – 56 лет, идея радиосвязи – 35 лет, а телевидение – 14 лет.
Оценка целесообразности проведения инноваций
Для оценки целесообразности проведения инноваций необходимо, прежде всего, спрогнозировать их последствия с точки зрения рисков -производственных, коммерческих, конкурентных, финансовых.
Необходимо оценить степень радикальности изменений, которые несет с собой инновация.
Следует соотнести – совпадают ли цели инновации с миссией организации, с ее стратегическими и тактическими целями.
На втором этапе предварительной оценки инновационных идей необходимо произвести прогнозный анализ их эффективности. Для этих целей организуется экспертиза инновации с привлечением специалистов по необходимым направлениям деятельности: юристы, патентоведы, инженеры, экономисты и т.д. При анализе инновации оценивается не только экономический, но и научно-технический, социальный, экологический и другие виды эффектов.
Кроме того, необходимо оценить длительность инновационного процесса (инновационный лаг) и возможности предприятия по сокращению этой длительности, с тем чтобы опередить конкурентов.
На выходе этого этапа останется несколько идей, которые будут приняты к дальнейшей проработке. Работы по поиску, анализу, оценке и отбору инвенций как обязательные для выполнения, назначаются службе маркетинга. Хотя каждое функциональное подразделение предприятия должно также выполнять эти функции по отношению к своему направлению деятельности – снабжению, обеспечению энергетическими ресурсами, организации продаж и т.д. Особенно это относится к проектным подразделениям и подразделениям, занимающимся внедрением новой техники и технологии.
Методы выявления тенденций технологического прогресса
Эти методы дополняют теорию Н.Д. Кондратьева. Они основаны на поиске ключевых изменений в современ.науке и технике. Источниками информации являются научные документы и издания.
Выделяют следующие методы6
1.Метод структурно-морфологического анализа предназначен для изучения и анализа состава предметной научной области, и на основе этого – выявления принципиально новых разработок, на основе которых создаются инновационные идеи.
2.Метод определения характеристик публикационной активности. Поток публикаций по тем или иным научным направлениям подвержен цикличности. Отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится та или иная предметная область науки и оценить, как это можно использовать.
3.Метод патентов-аналогов сходен с предыдущим методом и базируется на выявлении роста групп патентных документов.
4.Метод терминологического и лексического анализа основан на том, что при зарождении принципиально новых направлений в науке и технике происходит появление новых терминов и лексических единиц (словосочетаний). Анализ этого явления позволяет выявить зарождение данных принципиальных инноваций на ранних этапах.
5.Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в ходе научно - технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические показатели технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях развития науки и техники.
Метод анализа жизненных циклов объектов.
Назначение этого метода – определить происходящие в нем эволюционные изменения и вовремя приступить к проведению инноваций, осуществляя мониторинг жизненного цикла объекта.
Упрощенно жизненный цикл выражается при помощи кривой, которая приблизительно моделирует следующие фазы:
- внедрение продукта в потребительскую сферу (зарождение);
- рост производства в соответствии с растущей потребностью;
- зрелость продукта (замедление роста);
- насыщение потребностей;
- снижение потребностей (сокращение).
Для получения стабильной величины дохода фирма должна работать над продуктом, относящимся к трем поколениям техники: уходящему (морально устаревшему), господствующему, нарождающемуся (перспективному), каждое поколение проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл.
Метод анализа проблем организации проблем
Метод анализа проблем организации основывается на системном анализе и может использовать инструмент, называемый "диаграмма Исикавы". (рис.4.8.)
"Диаграмма Исикавы" имеет самое широкое применение в тех случаях, когда необходимо выявить факторы, влияющие на какой-либо результирующий фактор или вызывающие какое-либо событие.
Большая кость Причины
Малая кость
Хребет Результат
Средняя кость
Горизонтальная линия отображает какую-либо существующую проблему как результат действия определ.причин и называется «хребет» диаграммы.
Наклоненные линии, отходящие от горизонтальной – источник (причина, фактор) проблемы первого порядка, они еще носят условное название - «большая кость». Линии, отходящие от причин первого порядка – причины второго порядка – «средние кости». Линии, отходящие от причин второго порядка – причины третьего порядка – «малые кости».
Работа по поиску и решению проблем организации происходит в несколько этапов:
1.Исследование ситуации. Формулировка проблемы
2.Определение «поля причин» и «позиционирование» проблемы.
3Статистические исследования «поля причин»
4.Формулирование ограничений и критериев для решения проблем
5.Принятие управленческого решения
Метод функционально-стоимостного анализа.
Цель ФСА – поиск скрытых резервов для совершенствования системы, для внесения новизны на основе выявления и анализа ее функций и расчета стоимости их выполнения. В ФСА под функцией понимают внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений. Для проведения ФСА необходимо создать рабочую группу, в состав которой входили бы специалисты различ.профессий: инженеры, конструктора, технологи, дизайнеры, производственники, финансисты, товароведы-эксперты, маркетологи, менеджеры, а также представители заказчиков (покупателей), поставщиков и смежников. В распоряжении группы необходимо представить всю информационную документацию об изделии: стандарты, технические условия, комплект конструкторской и технической документации, данные об аналогах (проспекты, образцы),данные по рекламациям и браку, эк.показатели по изделию, отзывы покупателей о качестве выпускаемой продукции и др.
ФСА необходимо проводить в несколько этапов.
На первом, подготовительном этапе необходимо уточнить объект анализа – носитель затрат.
На втором, информационном этапе необходимо собрать данные об исследуемом объекте (назначение, технико-эк.характеристики, и составляющих его деталях, компонентах (функции, материалы, себестоимость).
На третьем, аналитическом этапе необходимо подробно изучить функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра – принцип АВС, в соответствии с которым функции подразделяются на главные, основные и полезные (А); второстепенные, вспомогательные и полезные (В); второстепенные, вспомогательные и бесполезные (С).
На четвертом, исследовательском этапе оцениваются предполагаемые варианты разработанного изделия. Этот этап является наиболее важным, но в тоже время он не поддается алгоритмическому описанию.
На пятом, рекомендательном этапе отбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования продукции.
С учетом значимости функций изделия, его составляющих компонентов и уровня затрат посредством ценообразования, основанного на знании спроса на продукцию, определяется уровень ее рентабельности. Все это служит цели принятия решения о выборе к производству конкрет.изделия или направлений и масштаба его усовершенствований.
Метод анализа бизнес-процессов.
Основывается на функциональном подходе. Его отличие в том, что здесь используется спец.графический язык, позволяющий отображать не только иерархию функций, но и другую информацию: взаимные связи функций; исполнителей и средства исполнения функций; управляющую, регламентирующую и нормативную информацию, необходимую для выполнения функций; технологическую последовательность выполнения функций.
Бизнес-процесс – это деят-ть , получающая входные данные одного или нескольких типов и выдающая результат, имеющий ценность для клиента(потребителя).
Для анализа и исследования системы бизнес-процессов организации используется способ анализа иерархий. При этом система бизнес-процессов отображается в виде альбома. Метод анализа бизнес-процессов может также как ФСА применяться в вариантах:
1)корректирующий – анализ и совершенствование существующей системы
2)проектирующий – проектирование на основе главной цели (миссии) системы бизнес-процессов новой системы
3)адаптирующий – подстройка системы бизнес-процессов под другие имеющиеся потребности.
Общий алгоритм работы по методу анализа бизнес-процессов в корректирующем варианте:
1.Исследовтаельский этап – изучается структура, инфраструктура, жизненный цикл объекта исследования, затем изучается его деят-ть и разрабатывается альбом, отражающий систему бизнес-процессов. Эта система носит название «модель бизнес-процессов «как есть».
2.Экспертно-аналитический этап – анализируется модель «как есть»
3.Креативный (творческий) этап – по результатам анализа модели «как есть» строится новая, более совершенная система бизнес-процессов организации, которая носит название «модель»как должно быть». Исходя из новой системы бизнес-процессов, изменяется структура организации, система связей и взаимоотношений ее подразделений и сотрудников.
Необходимо отметить, что дан.подход к проведению организационных изменений по характеру является эволюционным («непрерыв.совершенствование» по запад.терминологии) и носит название «легкий» реинжиниринг. Его автором является Т.Дейвенпорт.
- 1. «Основы менеджмента»
- 1.Сущность и категории менеджмента.
- 2.История управленческой мысли.
- 3.Модели менеджмента.
- 4.Организация как объект управления.
- 5.Планирование как функция менеджмента.
- 6.Организация как функция менеджмента
- 7.Координация как функция менеджмента
- 8.Мотивация как функция менеджмента.
- 9.Контроль как функция менеджмента.
- 10.Организационная структура управления предприятием.
- 11.Лидерство и власть в управлении организацией.
- 12.Групповая динамика в системе менеджмента.
- 13.Управление конфликтами и стрессами в организации.
- 14.Этика и психология менеджмента.
- 2. «Теория организации»
- 1.Организация как система.
- 2.Основополагающие законы организации и варианты их реализации.
- 3.Законы организации второго уровня и их практическое использование.
- 4.Специфические законы социальной организации.
- 5.Самоорганизация и самоуправление.
- 3. «Стратегический менеджмент»
- 4. «Инновационный менеджмент»
- 4.1. Инновация: понятие, свойства и классификация
- 4.2.Инновационный процесс: сущность, модель и субъекты
- 4.3.Инновационный менеджмент: сущность, функции, методы и его система
- 4.4.Источники инновационных идей и методы их исследования
- 4.5.Жизненный цикл инновациии
- 4.6. Инновационный потенциал организации и его оценка
- 1.Продуктовый блок (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсов и функций – ниокр, производства, реализации, сервиса)
- 2. Функциональный блок (компоненты функционального блока – стадии жизненного цикла изделий)
- 3. Ресурсный блок
- 4. Организационный блок
- 5. Управленческий блок
- 4.7. Управление инновационными проектами
- 4.8. Специализированные инновационные организации
- 2. Венчурные фирмы
- 3. Фирмы «спин-офф»
- 4. Инжиниринговые фирмы
- 5. Бизнес-инкубаторы
- 6. Технопарк
- 8.Научно-финансово промышленные группы (нфпг)
- 4.9. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 4.10.Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности
- 5. «Инвестиционный менеджмент»
- 2.Понятие и содержание инвестиционного менеджмента.
- 5. Функции и механизм им
- 6. Система организационного обеспечения им
- 3.Управление реальными (капиталообразующими) инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций предприятия
- 2. Политика управления реальными инвестициями предприятия
- 3. Понятие инвестиционного проекта
- 4. Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке
- 5. Инвестиционная программа
- 6. Основные критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
- 7. Жизненный цикл инвестиционного проекта
- 8. Разработка календарного плана реализации инвестиционного проекта
- 9. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта
- 10. Обоснование форм выхода проекта из инвестиционной деятельности
- 11. Понятие субъектов инвестиционной деятельности
- 12. Виды субъектов инвестиционной деятельности
- 13. Инвесторы: понятие, их права и обязанности
- 14. Заказчики: понятие, их права и обязанности и выполняемые функции
- 15. Подрядчики: понятие, их права и обязанности
- 16. Понятие договора подряда, его виды
- 17. Нормы Гражданского кодекса рф, посвященные особенности заключения договора подряда
- 18. Пользователи объектов капитальных вложений
- 4.Принципы и показатели экономической эффективности инвестиционных проектов.
- 1. Основополагающие принципы оценки эффективности долгосрочных инвестиций
- 2. Классификация показателей оценки экономической эффективности
- 3. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки чистой текущей стоимости (npv)
- 5. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей учетной нормы рентабельности (arr)
- 6. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей срока внутренней нормы рентабельности (I rr)
- 5.Управление финансовыми инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы финансовых инвестиций предприятия
- 2. Инвестиционные качества финансовых инструментов
- 3. Риск и доходность ценных бумаг
- 4. Рейтинговая оценка ценных бумаг
- 5. Политика управления финансовыми инвестициями
- 6. Понятие портфеля финансовых инвестиций и классификация его видов
- 7. Портфель роста
- 8. Портфель дохода
- 9. Портфель роста и дохода
- 10. Доходность инвестиционного портфеля
- 11. Оценка риска инвестиционного портфеля
- 12. Модели формирования инвестиционного портфеля
- 13. Современная портфельная теория г. Марковица
- 14. Теорема об эффективном множестве г. Марковица
- 15. Этапы формирования портфеля финансовых инвестиций
- 16. Оперативное управление реструктуризацией портфеля финансовых инвестиций
- 17. Активное и пассивное управление инвестиционным портфелем
- 6. «Финансовый менеджмент»
- 1.Понятие и содержание финансового менеджмента.
- 2.Финансовая диагностика организации в системе финансового менеджмента.
- 3.Управление внеоборотными активами организации.
- 4.Управление оборотными активами организации.
- 5.Управление собственным капиталом организации.
- 6.Управление заемным капиталом организации.
- 1.По цели привлечения:
- 2.По источнику привлечения:
- 3.По периоду привлечения:
- 4.По форме привлечения:
- 7.Управление финансовыми рисками предприятия.
- 4.Диверсификация:
- 5.Распределение рисков:
- 6.Самострахование:
- 7.Прочие.
- 8.Финансовое планирование в системе финансового менеджмента.
- «Маркетинг»
- 1.Маркетинг как концепция управления предприятием.
- 2. Сегментация рынка.
- 3. Товар в системе маркетинга.
- 4. Сбыт в системе маркетинга.
- 6. Цена в системе маркетинга.
- 7. Процесс маркетинговых исследований.
- 8. Исследование и прогнозирование рынка.
- 9. Исследование и моделирование поведения потребителей.
- 10. Исследование конкурентов.
- 11. Исследование рыночных возможностей компании.
- 12. Управление маркетингом.
- 8. «Производственный менеджмент»
- 9. «Управление персоналом»
- 1. Управление персоналом в системе менеджмента организации.
- 2. Кадровая политика организации
- 3. Особенности управлений персоналом на основных стадиях развития организации
- 4. Методы формирования кадрового состава
- 5. Методы поддержания работоспособности персонала
- 6. Организационно-кадровый аудит
- 7. Технологии управления человеческими ресурсами организации
- 8. Конфликтологические основы кадрового менеджмента
- 9. Высвобождение персонала
- 10. Оценка эффективности управления персоналом
- «Управленческие решения»
- 1. Сущность и квалификация управленческих решений
- Вопрос 2. Разработка и реализации управленческих решений
- 3. Разработка управленческого решения в условиях неопределенности и риска
- 4. Контроль реализации управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Методы прогнозирования управленческих решений.
- «Управление рисками»
- 1. Понятие и классификация рисков.
- 2. Процесс управления рисками.
- 3. Способы выявления рисков.
- 4. Методы оценки риска.
- 5. Методы снижения рисков.
- «Антикризисное управление»
- 1.Сущность, причины и разновидности кризисов в организации.
- 2.Сущность и содержание антикризисного управления организацией.
- 3.Характеристика арбитражного управления организацией.
- 4.Финансовая стабилизация организации в рамках антикризисного управления.
- 5.Понятие и направления реструктуризации организации.
- «Логистика»
- 1. Логистика в системе управления предприятием
- 2. Закупочная логистика: сущность, механизм реализации
- 3. Логистика запасов: сущность, механизм реализации
- 4. Складская логистика: сущность, механизм реализации
- 5. Производственная логистика: сущность, механизм реализации
- 6. Транспортная логистика: сущность, механизм реализации
- 7. Сбытовая логистика: сущность, механизм реализации
- 15. «Управление качеством»
- 1.Понятие качества и его составляющие.
- 2.Методы управления качеством в организации.
- 3.Сертификация систем управления качеством в организации.
- 4.Содержание и оценка затрат на качество.
- 5.Развитие теории и практики управления качеством.
- 1. 1900-1920 Гг. – отбраковка дефектной продукции
- 3. 1950-1980 Гг. – tqc (тотальный контроль качества);
- 2.Основание, порядок реорганизации субъектов хозяйственного права.
- 3.Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 4.Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
- 5.Правовое регулирование рассмотрения споров при осуществлении предпринимательской деятельности.