§ 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
Утвердившись в том, что социокультурная деятельность подвержена внешнему управлению и регулированию, обладает большим внутренним потенциалом саморегуляции и саморазвития, ее можно представить одновременно и объектом, и субъектом управления. В связи с этим, возникает необходимость более глубоко рассмотреть ее внутреннюю структуру и процессы, происходящие в ней на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Ресурс социокулътурной деятельности
Признавая возможность и необходимость управления социокультурной деятельностью, целесообразно обратиться к основным компонентам самой социокультурной деятельности как предмета управления.
Прежде всего следует отметить, что социокультурная деятельность имеет собственную материальную базу, где протекают социокультурные процессы (учреждения культуры и искусства различных типов, объединения и организации, структуры социальной помощи и защиты населения, реабилитационные, оздоровительные, медико-социальные комплексы и т.д.). Она осуществляется на основе научной теории, которая апробирована и подтверждена практикой, следовательно, имеет научную базу.
В арсенале социокультурной деятельности имеется богатый набор собственных методов, методик, технологий и средств реализации своих целей и задач, что свидетельствует о наличии проверенной методики. В социокультурной деятельности широко используются разнообразные уникальные формы социокультурных процессов.
В социокультурной деятельности участвует большая армия специалистов, менеджеров различных направлений и специализаций, в течение многих десятилетий выработалась система подготовки и переподготовки кадров в вузах культуры и искусств, одноименных средних специальных заведениях.
И, наконец, в социокультурной деятельности накоплен огромный практический опыт работы с людьми. Все это указывает на то, что социокультурная деятельность является не только целостным многогранным объектом и субъектом деятельности и управления, но и представляет собой теоретическую и прикладную дисциплину, предметом которой являются социокультурные процессы по сохранению, распространению и потреблению социокультурных ценностей, услуг и управление ими. Как известно, суть и смысл всяких управленческих усилий организаций направлена на человека.
Цель социокультурного управления - создание условий для реализации и сочетания интересов всего массива действующих в социокультурной сфере субъектов: граждан, групп населения, самоорганизующихся формирований, творческих коллективов, объединений, организаций и учреждений, социальных институтов, специалистов для эффективного взаимодействия в развитии социокультурных процессов, улучшения жизни людей. Ближе всего к человеку находятся региональные социокультурные институты.
Следовательно, здесь сосредоточены проблемы и решения, трудности и успехи, здесь следует искать разгадку противоречивых тенденций и оптимальных решений управления социокультурной деятельностью. Главным субъектом управления является личность, выступающая и заказчиком, и творцом, и исполнителем культурной политики и управления и в теории, и на практике. В современных условиях государство практически утратило роль законодателя в культуре, передав эту функцию в значительной мере субъектам Федерации.
Благоприобретенная возможность определять свою собственную культурную политику, осуществлять управление социокультурной системой дает возможность эффективнее использовать ее потенциал.
Система взаимоотношений центра и регионо
Координация действий управленцев достигается в большей степени не за счет предписаний сверху, а за счет их профессиональной типовой подготовки, за счет высоких единых стандартов квалификации управленцев, работающих на различных участках управленческой иерархии. Более всего проявляется эта тенденция на низшем уровне реализации управленческих решений.
По опубликованным данным, только 44% решений, поступивших в комитеты и отделы культуры районов, выполняются, и то лишь частично, а стратегические решения, ориентированные на развитие отрасли, спускаемые Федеральным агентством по культуре и кинематографии в регионы, реализуются не более чем на 20%.
Это говорит о том, что управленческие решения, проходящие по отраслевым каналам, не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на содержательную и организационную стороны социокультурной деятельности, находя свое отражение по преимуществу в их "бумажной" активности.
Административный аппарат считает, что только он имеет право на выражение и реализацию общественных интересов в вопросах социокультурного развития, часто слабо представляя цели, конкретные задачи и пути этого развития в условиях конкретного региона. Взаимодействовать с другими субъектами социокультурной деятельности как с партнерами, а не как с подчиненными или пассивными адресатами, управленцы не умеют и не желают (в силу ведомственной приверженности), к тому же нет и реальных организационных, экономических, правовых механизмов для такого партнерского взаимодействия.
В данной модели функции управления развитием социокультурной сферы формально призваны выполнять территориальные органы управления: комитеты по культуре областей, краев, районов, городов.
Однако отраслевой подход к управлению реально осуществлялся снизу вверх, фактически превалировал над территориальным. Все территориальные органы управления отвечают в основном за работу подчиненных им учреждений культуры.
Протекающие в пределах территорий социокультурные процессы, учет интересов многообразных субъектов в этих процессах остаются за пределами какого-либо внимания и целенаправленного регулирования.
Приверженность к административно-отраслевому руководству отталкивает от управленцев тех, кто прямо им не подчинен. В результате усиливается недоверие и взаимная отчужденность между управленцами и творцами, управленцами и творческой интеллигенцией, культурозащитниками.
Отсутствие конструктивного взаимодействия различных субъектов социокультурной деятельности в регионе негативно сказывается на интересах как всей территориальной общности в целом, так и различных слоев населения.
Такая модель управления, основанная на административно-отраслевом принципе, выявила свою неспособность обеспечить необходимые условия для саморазвития социокультурной жизни в обществе, для привлечения деятелей культуры, носителей новых идей, инициатив, к конструктивному взаимодействию всех субъектов социокультурного процесса.
К началу 80-х годов в стране получила распространение инициируемая партийными органами практика разработки территориальных планов социокультурного развития на уровне области, района, города, в которых делалась попытка создания организационных структур, координирующих в масштабе территории деятельность учреждений культуры различных типов и ведомственной принадлежности.
В результате такой централизации повсеместно в стране были созданы библиотечные, клубные, музейные системы, культурно-спортивные комплексы, общественные советы, в которых участвовали, наряду с учреждениями культуры, образовательные учреждения, спортивные организации, военкоматы, добровольные общества, любительские объединения, домоуправления и ЖЭКи, социальные отделы предприятий, профсоюзные организации и т.д. Однако отдача от такой централизации была низка.
По существу содержание комплексных планов социокультурного развития сводилось к установлению показателей развития сети учреждений культуры в регионе, традиционно используемых показателей обслуживания ими населения и показателей обеспеченности учреждений культуры материальными ресурсами и специалистами.
Такой "комплексный" подход в планировании, по сути дела, сводился к объединению в один документ (разрабатываемый по традиционной отраслевой схеме планирования) всех планов развития учреждений социокультурной сферы. При этом организационно-управленческие нововведения имели преимущественно характер добавления координирующих функций к уже существующим, что реально не изменяло принципов управления в социокультурной сфере.
Поиск и экспериментальная апробация моделей организации управления социокультурной деятельностью продолжаются и сегодня. Особенно заметны различного рода реорганизации в виде слияния и разъединения органов управления культурой, кинематографии, физкультуры и спорта, печатью, средствами массовой информации на различных уровнях управления.
В 1988 году республиканские министерства культуры объединились с комитетами по кинематографии, а на областном уровне управления культуры подчинили себе управления киносети и кинопрокат. В дальнейшем из структуры Министерства культуры кинематография выделяется опять в самостоятельный орган, то же происходит и на нижних "этажах" управления. Спустя некоторое время в состав Министерства культуры вливается новая отрасль - туризм, а через год выделяется в самостоятельную структуру.
Ситуация в социокультурной сфере
Современная, гибкая и маневренная, экономически обоснованная региональная социокультурная политика и управление определяют новую стратегию и тактику использования средств и возможностей разнопрофильных социокультурных институтов, дают возможность регулировать процесс перераспределения функций и объемов социокультурных услуг между ними, рационально использовать материально-техническую базу, кадровые ресурсы. Региональное управление нацелено на поддержку и развитие социальной и культурной жизни, сохранение культурной самобытности, культурно-творческого наследия, традиционно-национального своеобразия, поддержку талантов, формирование национально-территориальной творческой интеллигенции.
Указанные приоритеты управления социокультурной деятельностью безусловно далеки от идеальных, но и они реализуются нелучшим образом.
По данным некоторых исследований, большая часть работников культуры и населения нелицеприятно характеризуют современную социокультурную ситуацию.
Председатели комитетов и заведующие отделами культуры районов, например, так оценивают условия, в которых находятся учреждения культуры: терпимые - 57%, скорее нетерпимые - 27%, совершенно нетерпимые - 12%, и только 6% руководителей дали хорошую оценку.
Мотивы оценок: текучесть кадров, снижение числа работающих специалистов, закрытие учреждений культуры, отсутствие средств на содержание и зарплату, инструменты, костюмы, мероприятия, ремонт и т.д. Большинство работников культуры считают, что социокультурная сфера не может являться областью рыночных отношений.
Но и приверженцы предпринимательской деятельности в сфере культуры свои замыслы не могут реализовать ввиду отсутствия существенных прибыльных видов деятельности в учреждениях культуры.
Вместе с тем, актуальность и необходимость организационно-управленческой реорганизации продолжают оставаться высокими.
Во-первых, произошла реальная децентрализация управления, законы рыночной экономики, экономические методы управления распространились и на социально-культурную сферу, созданы внешние условия и внутренние побудительные стимулы к реорганизации управления, ее развития на всех уровнях.
Скажем, по законодательству о местном самоуправлении региональные и местные администрации вправе самостоятельно выбирать формы управления комплексом организаций социокультурной сферы исходя из конкретных условий своих регионов и целей, выдвигаемых местными органами власти.
Во-вторых, социокультурная деятельность сегодня перестала отождествляться лишь с деятельностью учреждений культуры и искусства, как это было с культурно-просветительной работой, и переросла рамки, устанавливаемые отраслевыми структурами, она не может больше "вмещаться" в ведомственную структуру, определяемую как "культурная деятельность". Социокультурные проблемы предстают сегодня в более широком аспекте, так как именно в них пересекаются и взаимодействуют интересы самых разных субъектов, действующих в этой сфере.
Например, на фоне возрождения национального самосознания повсеместно создаются национально-культурные общины, центры национальной культуры, активно расширяют свое влияние в сфере образования, культуры, в вооруженных силах религиозные организации, неформальные общества и объединения людей бескорыстно занимаются восстановлением памятников истории и культуры, участвуют в экологических программах, создают нетрадиционные лечебно-оздоровительные, реабилитационные группы.
Очевидны новые явления в социокультурной ситуации, когда в традиционные сферы деятельности учреждений культуры вливаются коммерческие, предпринимательские структуры, конкурирующие с государственными учреждениями (ночные клубы, аква-парки, развлекательные, спортивные, оздоровительные центры, рекламные агентства, продюсерские центры, частные кинотеатры, концертные залы, картинные галереи и т.д.).
Сложное переплетение и столкновение интересов различных субъектов порождают множество проблем в развитии социокультурной сферы, часто переходящих в открытую конфронтацию, особенно там, где речь идет о материальной базе и финансировании.
Типичным явлением стали коллизии, возникающие по поводу использования зданий культурного назначения, когда на них претендуют и отраслевые органы управления, работники учреждений культуры, стремясь сохранить или открыть в них после реставрации музей, клуб, библиотеку, выставочный или концертный зал или передать обществу охраны памятников, а религиозная местная община прилагает усилия, чтобы вернуть эти помещения церкви.
Не менее серьезные трудности возникают и при выборе приоритетов в распределении материальных и финансовых ресурсов. Необходимо решить дилемму: продолжать поддерживать деятельность учреждений культуры, которые утратили популярность у населения, исчерпали свой творческий потенциал, обветшали и устарели морально и физически, либо перераспределить ресурсы, помещения, финансирование, кадры в пользу новых перспективных коллективов и организаций.
В первом случае верх берут традиционные модели управления, когда решения принимаются в аппарате администрации, односторонне ориентированные на интересы государственных учреждений культуры, а не в пользу множественности субъектов социокультурной деятельности.
В третьих, в организационно-управленческой системе (которая еще полностью не сформировалась и находится в стадии реорганизации) отчетливо видны две объективные основные тенденции развития социокультурной сферы.
Одна из них связана с трансформацией собственно управленческих технологий, утратой реальной функции централизованного контроля и нормирования и наделением управленческого персонала на местах правом самостоятельного принятия решений, как оперативного, так и стратегического характера, действующих в отрасли, а другая тенденция связана с изменением роли субъектов социокультурной системы в жизни общества.
Современная система федерального управления
Первая тенденция определяется Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти упразднены Министерство культуры Российской Федерации, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Федеральная архивная служба России и создано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. В ведении нового министерства находятся:
-
Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
-
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
-
Федеральное архивное агентство;
-
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Идея подобной структурной реорганизации выглядит вполне логично, поскольку создание одного министерства должно было устранить ведомственные преграды и обеспечить комплексный подход к решению вопросов культуры.
Однако разделение сфер деятельности министерства и подведомственных ему федеральных агентств и федеральной службы обернулось чисто механическим суммированием функций ведомств и еще большей ведомственной разобщенностью.
Ожидаемой функциональной гармонизации процессов выработки культурной политики, нормативно-правового регулирования, управления государственным имуществом и надзора в данной сфере не произошло.
Нет ничего более нелепого, когда главный менеджер организации - министр культуры не имеет полномочий распоряжаться средствами, выделяемыми федеральным бюджетом на развитие культуры страны, и вынужден по этим вопросам каждый раз обращаться в подведомственное ему Федеральное агентство по культуре и кинематографии, где сосредоточены финансы. Изъяны двоевластия федеральных исполнительных органов культуры уже "хорошо" ощутили на себе территориальные органы власти и местные учреждения культуры. Подобного рода изменения в управленческих структурах, без сомнения, дестабилизируют ситуацию в сфере культуры, да и в других реформируемых смежных сферах.
Непродуманные частые изменения управленческих структур ведут лишь к постоянному перераспределению прав и обязанностей в рамках самой административной системы управления.
Как правило, они не оказывают никакого влияния, кроме негативного, на содержание и способы деятельности и самих органов управления, и, тем более, на управляемые ими организации и характер их работы с населением и другими субъектами социокультурной деятельности.
Из сказанного можно сделать определенный вывод. Большая часть проблем отраслевого управления, устранение внутренних антагонизмов между различными структурами управления могут быть решены не только за счет слияния или размежевания структур, но и путем изменения характера взаимоотношений между социокультурными учреждениями и вышестоящими организациями.
В условиях рыночной экономики характер таких взаимоотношений как внутриведомственных, так и межведомственных обретает форму экономически выгодных заказов, целевого финансирования, экономической и хозяйственной самостоятельности всех субъектов социокультурной деятельности.
Смысл такого организационно-управленческого подхода заложен в стремлении обеспечить систему отраслевого управления реальными экономическими рычагами управления, расширить ее ресурсную базу, увеличить возможности привлечения и использования внебюджетных поступлений, что позволит маневрировать ресурсами между различными направлениями деятельности, объектами культуры и исключить бесчисленное количество инструкций, указаний и предписаний, ограничивающих экономические и организационные свободы субъектов социокультурной деятельности.
Процесс формирования новой модели управления на федеральном уровне еще далек от своего завершения и делать окончательные выводы о ее эффективности пока рано.
По мере стабилизации социально-экономической ситуации в стране, углубления рыночных преобразований в системе социокультурного управления стали неизбежно закрепляться новые реалии - наличие множественности субъектов культурной политики и управления, новые формы, подходы, новые организационные пространства партнерского, конструктивного взаимодействия всех субъектов социокультурного процесса.
Формы регионального управления
Социально-культурная среда любого субъекта Федерации всегда имеет конкретные оценочные показатели. Качество социокультурной сферы определяется разветвленностью сети учреждений культуры и их материальным состоянием, наличием кадров культуры и их социальным статусом в регионе.
Деятельность учреждений культуры характеризуется также и социально значимыми социокультурными проектами, и уровнем развития самодеятельного творчества, и вниманием руководителей области к культуре, методами управления, и, что особенно важно, оценками населения социокультурной ситуации в области и другими конкретными показателями. Преимущества регионального управления социокультурной сферой заключаются в том, что здесь имеется возможность разработать такую модель менеджмента, которая будет строиться на приоритетах:
-
учет специфики исторического развития области (края, округа);
-
опора на традиции, национальные и конфессиональные черты народа, проживающего на территории;
-
развитость социокультурной инфраструктуры, активности и творческого потенциала населения;
-
наличие профессиональных кадров, способных развивать социокультурный потенциал региона, спрос и удовлетворение культурных потребностей, информированности и образования.
Предметная конкретизация приоритетов в управлении социокультурной деятельностью, которая могла бы очерчивать контуры вполне определенной оптимальной модели управления содержанием социокультурных процессов, может проявляться в виде реализации организационно-управленческих шагов социокультурного развития.
-
Принятие в каждом субъекте Федерации закона о социокультурном развитии в качестве законодательной базы устойчивого развития культуры, искусства, социальной сферы региона.
-
Организация выпуска периодического издания "Социокультурное развитие региона" под патронажем администрации и органов управления культурой.
-
Создание при администрации всех уровней общественных советов по культуре, социальному развитию, объединяющих представителей общественных организаций, политических партий и движений, религиозных концессий, с целью координации и поддержки духовно-нравственной жизни в регионе.
-
Реализация в полном объеме "Основ Законодательства РФ о культуре", в которых закреплена доля расходов на культуру региона не менее 6 % средств местных бюджетов.
-
Создание "Независимого фонда культуры" для поддержки культурных инициатив, творческих и научных талантов, с помощью субсидий населения, предпринимателей, общественных движений и политических партий.
-
Разработка и внедрение инновационных методов управления социокультурной, культурно-досуговой деятельностью адекватно запросам населения, в том числе социально незащищенных слоев.
-
Восстановление объектов храмового зодчества, возрождение народных промыслов, создание природно-культурных заповедников.
-
Вовлечение в социокультурную сферу исторического, культурного наследия региона, музейных, архитектурных, художественных, литературных фондов, фольклора.
-
Создание научно-общественных институтов регулирования научных исследований в области культуры, социального развития.
10. Финансирование программ социокультурного развития, образовательных программ подготовки специалистов культуры, приобщение детей и молодежи к народной художественной культуре.
В число приобретенных направлений управления социокультурной деятельностью, таким образом, входит:
-
создание механизма эффективной реализации законов в области культуры и искусства;
-
закрепление статуса работников культуры;
-
в сфере профессионального образования: расширение специализаций в подготовке кадров, разработка инновационных программ и методов обучения;
-
реорганизация системы управления социокультурной сферой, взаимоотношений "центра и периферии", развитие федерализма;
-
выравнивание социокультурного развития территорий, региона, обмен культурной продукцией между территориями, регионом и центром;
-
государственная поддержка культурной самобытности регионов, широкого доступа всех социальных групп к культурным ценностям;
-
установление налоговых льгот социокультурным учреждениям, материальная поддержка культуры средствами предпринимательской деятельности, бюджетных и внебюджетных источников, фондов и ассоциаций, меценатов, спонсоров, юридических лиц.
Федеральный закон от 06.10.03. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как раз и преследует цель повышения эффективности государственного и муниципального управления, в том числе и в расходовании бюджетных средств.
Самоуправление предоставляет регионам возможность самостоятельно выстраивать модель управления культурой. Важно, чтобы субъекты региональной власти умело использовали эту самостоятельность.
Имеется в виду, что, согласно теории управления, любое изменение организационной структуры должно вытекать из уточнения функций органов управления, а уже потом уже, в зависимости от функций, создаются и сами органы управления.
Поступить иначе - создать орган управления, а затем разрабатывать его функции - значит копировать малоэффективную модель управления культурой федерального уровня.
Контрольные вопросы и задания
-
Ресурсы социокультурной деятельности.
-
Эволюция управленческих отношений центра и регионов.
-
Современная ситуация в социокультурной сфере.
-
Система федерального управления в культуре.
-
В чем заключаются приоритеты региональных органов управления?
-
Закон о местном самоуправлении и разграничение полномочий в муниципальных уровнях управления культурой.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление