1. Современная концепция и подходы к менеджменту в социально культурном сервисе и туризме
В перспективе в индустрии туризма будет происходить переориентация управления по пути повышения эффективности использования персонала,
что вызвано рядом причин,
к которым относятся:
- компания, не имеющая сильных кадров, в условиях рынка не выдерживает конкуренции;
- ведение бизнеса в условиях жесткой конкурентной борьбы заставляет организацию повышать требования к сотрудникам. Между компаниями существует конкуренция
за «лучших» работников;
- возрастает самостоятельность компаний в работе с персоналом, так как не стало министерств и единых нормативных актов, которые унифицировали
бы работу с кадрами на
совершенно разных по профилю предприятиях. Организация кадровой работы в большой степени зависит от самой компании, от инициативы и компетентности ее руководства.
Поэтому наиболее передовые организации индустрии туризма в мире уже в настоящее время признают — для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке,
необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников и серьезно заниматься вопросами управления персоналом. Это потребовало пересмотра и
дальнейшего развития теоретической базы о роли персонала в управлении организацией.
С начала XX в. произошла последовательная смена четырех концепций стратегий управления персоналом. Известный российский ученый в области менеджмента
Л.И. Евенко выделяет четыре концепции роли персонала в производстве продукта.
1. Концепция - «Использование трудовых ресурсов.
Концепция «Использование трудовых ресурсов» характеризовалась только производственной ориентацией, обусловившей рассмотрение работающих как
обезличенные «ресурсы», наравне с ресурсами материальными, финансовыми и др.
2. Концепция «Научное администрирование».Управление работником в рамках этой концепции осуществляется через административные механизмы,
прежде всего с помощью принципов и методов руководства, передачи полномочий должностных лиц, четкого определения функций работника. В этот период
на предприятиях возникают кадровые службы (отделы кадров). Однако кадровые службы в организациях тогда рассматривались как отделы «учета фактического
использования работающих» и решали только канцелярские задачи. Управление персоналом в организации занимало пассивную позицию по отношению к
происходящим событиям. Этот этап можно обозначить как пассивное управление,персоналом. 3. Концепция - «Управление человеческими ресурсами»- Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как
невозобновляемый ресурс — элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника).
В организациях были введены психологические отделы, службы, должности штатных психологов. В то же время появляется еще один фактор,
обусловивший поворот руководства организаций к человеку,— рост профсоюзного движения.
4. Концепция - «Управление персоналом». В соответствии с этой концепцией человек — главный субъект организации и особый объект управления, который
не может рассматриваться как «ресурс». Появление концепции «Управление персоналом» вызвано изменением условий рыночной среды. Данные требования
означают на практике необходимость наличия высококвалифицированного персонала, имеющего не только профессиональную, но и специальную психологическую подготовку.
Помимо этого психологами установлено, что творческий процесс возможен исключительно в условиях высокой мотивации к труду у работающего.
Формирование же такой мотивации становится возможным, только если работник заинтересован в результатах своего труда и ориентирован на труд «во благо организации».
Концепция тесно связана с теорией всестороннего развития личности, созданной российским философом Л.А. Зеленовым.
Английский профессор С. Лиз выделяет семь стратегических направлений управления персоналом:
1.Снижение удельного веса заработной платы в себестоимости продукции и оплаты труда работников. Из-за высокой оплаты труда в
высокоразвитых странах Европы и Америки продукция многих западных фирм стала неконкурентоспособной по сравнению со
странами Юго-Восточной Азии. Как выход предлагается разделить весь персонал на две группы:
а) высококвалифицированных постоянных работников с социальными гарантиями и высокой оплатой труда («ядро»);
б) малоквалифицированных сезонных работников без социальных гарантий и с низкой оплатой труда («периферию»). Модель применима
для организаций индустрии туризма.
2. Работники — это ресурс, который необходимо максимизировать. Признано, что единственным источником долгосрочного преимущества на
рынке является знание способностей своих работников и максимизация их изобретательности, мотивации и человеческих отношений, а не
«копирование» опыта лучших компаний.
3. Неразрывная связь стратегии организации и стратегии управления персоналом. В зависимости от типа компании она может применять центр
ализованную стратегию из единого центра и децентрализованную стратегию, когда самостоятельные подразделения крупной компании проводят
гибкий маркетинг на рынке.
4. Развитие корпоративной культуры: общие цели, коллективные ценности, харизматические лидеры, жесткие позиции на рынке, контроль
сотрудников с помощью социальных средств. Ставится задача достичь «экстраординарных результатов через деятельность ординарных людей».
5. «Японизация» методов управления персоналом, широко распространившаяся после успеха крупнейших японских компаний, таких,
как «Sony», «Toyota», «Nissan» и др. Достигается путем минимизации числа уровней управления, высокоразвитой корпоративной культуры,
гибких форм организации труда, высокого качества продукции, преданности сотрудников компании и др.
6 Управление персоналом — стратегическая функция. Это направление предполагает разработку кадровой стратегии, подбор персонала исходя
из философии фирмы, вознаграждение с учетом качества индивидуальной деятельности, минимизацию трудовых споров и создание гармонии
на рабочем месте, поощрение коллективных усилий, направленных на выживание компании.
7. Использование моделей управленческого выбора в работе с персоналом с учетом четырех главных аспектов: влияние работника и способы
воздействия на него; продвижение работника по службе на фирме; системы вознаграждения; организация рабочего места. Модель успешно позволяет решить проблему выбора политики
для максимизации вклада человека в успех компании.
- 1.Современная концепция и подходы к менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Современная концепция и подходы к менеджменту в социально культурном сервисе и туризме
- 2. Средства распространения рекламы в скс и т
- 3.Цели и задачи стандартизации в сфере скс и т
- 4.Правовые аспекты рекламной деятельности в скс и т
- 5. Деятельность менеджера в сфере скс и т (основные задачи, правила деятельности, эффективное формирование менеджера)
- 6.Стратегическое планирование в скс и т
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 7. Природа и характер экономических отношений в сфере туризма
- 8. Бизнес-план как один из основных документов планирования и внедрения инноваций в сфере скс и т.
- 9.Влияние туризма на развитие экономики
- 10. Социально-технологические особенности рекламы в скс и т
- 11. Инновационный менеджмент в сфере скс иТ
- 12. Понятие и основные показатели эффективности рекламы
- 13. Определение целей и формирование маркетинговых стратегий
- 14. Разработка рекламной стратегии фирмы и плана проведения рекламной кампании
- 15. Малый бизнес в скс т: характерные черты, преимущества и проблемы.
- 16. Инновационность и предпринимательство как целевые задачи в скс и т
- 17. Опыт разработки глобальных маркетинговых стратегий транснациональной компании в сфере скс и т
- 18. Методика планирования и проведнения рекламной кампании в скс и т
- 19. Принципы построения организационных структур управления предприятием (организацией)
- 20. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные его черты в скс и т.
- 21. Стратегическое и текущее планирование и управление в скс и т.
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 22. Основные принципы и особенности рекламной деятельности в скс и т
- 23. Организация финансовых отношений в сфере туризма
- 24. Цели, задачи и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц
- 25. Защита прав потребителей как основа стандартов качества в турфирме.
- 26. Научно-технические нововведения в сфере скс и т.
- 27. Анализ тенденций развития концепций маркетинга в сфере
- 28.Консалтинг в инновационной деятельности
- 29. Автоматизированные информационные системы обеспечения управления, их место и роль в инновационном менеджменте предприятий и организаций сферы скс и т.
- 30. Сертификация экскурсий.
- 31. Зарубежный опыт менеджмента ( на примере фирмы скс и т)
- 32.Эффективность рекламной деятельности
- 33. Мировой опыт формирования и функционирования отраслей скс и т.
- 34. Стандарты качества в туризме
- 35. Менеджмент как вид деятельности и системы управления
- 36. Информационное обеспечение инновационной деятельности в скс и т.
- 37.Инновационные стратегии (их формирование, методы выбора, фазы стратегического планирования.
- 38. Проектирование туристических услуг и порядок разработки технологической документации
- 39. Мировой рынок сервиса и туризма : общие направления развития.
- 40. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование инновационной деятельности фирмы скс и т.
- 41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.
- 42 Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
- 43. Организация процесса маркетинговых исследований в скс и т
- 44. Конкурентоспособность туристической фирмыи ключевые факторы ее успеха в отрасли
- 45 Профессиональная этика и мораль Профессиональная этика (профессиональная мораль)
- 46.Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Налог на добавленную стоимость (ндс).
- 2.Земельный налог.
- 47. Производительность труда работников
- 48. Этика сферы бизнеса
- 49. Организационно экономические основы страхования в туризме.
- 50 Механизмы взаимодействия со сми
- 51. Маркетинговые технологии в туризме
- 52 Этика делового общения в организации
- 53. Нравственно-психологические основы конфликтов и пути их преодоления.
- 54. Маркетинговые исследования в сфере обслуживания
- 55 Бизнес-этикет
- 56. Понятие о маркетинговой логистике
- 57 Профессиональная этика музейных работников
- 1. Отношение к делу
- III. Отношение к законам и государственным органам
- IV. Отношение к природе
- 58. Сегментация рынка как средство выбора перспективного целевого рынка. Признаки сегментации.
- 59.Профессиональная этика работников сферы туризма.
- 60.Общая хар-ка информационного обеспечения связей с общественностью