logo search
Этика деловых отношений Черноскутов, Парфенова,

4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации

Дискуссия (лат. discussio – исследовать)– публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Синонимом дискуссии является полемика (греч. polemikos – воинственный, враждебный) – спор, в основе которого лежит конфронтация, противоборство целей, идей, мнений, сторон. Дискуссия отличается от полемики целью – не просто доказать какую-либо точку зрения, но и найти общее решение проблемы. Как правило, дискуссия возникает по поводу значимых общественных или политических проблем и ведется публично, в печати, на собрании, совещании и т.п. Полемика часто не имеет конечной цели проводиться для того, чтобы осветить возможные точки зрения на обсуждаемую проблему. Диспут (лат. disputar – рассуждать) – спор на общественную или научную тему, может проходить в форме дискуссии или полемики.

В основе всех этих явлений лежит спор, т.е. доказательство чего-либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание вопроса или опровергает мнение противника9. Возникновение искусства спора (эристики) относится к V веку до нашей эры. К основным факторам, определяющими характер спора и его особенности, относятся: цель спора, значимость ее проблемы, количество участников, форма проведения спора.

Для того чтобы спор был результативным, стороны должны выполнить некоторые условия: во-первых, определить предмет спора, те положения и суждения, которые подлежат обсуждению. Во-вторых, каждый из участников спора должен четко и ясно сформулировать свою позицию (мнение) по данному предмету. В-третьих, спор не может быть эффективным, если в нем не определены основные понятия, не принята общая терминология. В четвертых, каждая из сторон обязана соблюдать культуру речи, в том числе уважительно относится к позиции другой стороны.

В споре можно выделить две конструкции речи:

Таблица 4.5