4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
Дискуссия (лат. discussio – исследовать)– публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Синонимом дискуссии является полемика (греч. polemikos – воинственный, враждебный) – спор, в основе которого лежит конфронтация, противоборство целей, идей, мнений, сторон. Дискуссия отличается от полемики целью – не просто доказать какую-либо точку зрения, но и найти общее решение проблемы. Как правило, дискуссия возникает по поводу значимых общественных или политических проблем и ведется публично, в печати, на собрании, совещании и т.п. Полемика часто не имеет конечной цели проводиться для того, чтобы осветить возможные точки зрения на обсуждаемую проблему. Диспут (лат. disputar – рассуждать) – спор на общественную или научную тему, может проходить в форме дискуссии или полемики.
В основе всех этих явлений лежит спор, т.е. доказательство чего-либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание вопроса или опровергает мнение противника9. Возникновение искусства спора (эристики) относится к V веку до нашей эры. К основным факторам, определяющими характер спора и его особенности, относятся: цель спора, значимость ее проблемы, количество участников, форма проведения спора.
Для того чтобы спор был результативным, стороны должны выполнить некоторые условия: во-первых, определить предмет спора, те положения и суждения, которые подлежат обсуждению. Во-вторых, каждый из участников спора должен четко и ясно сформулировать свою позицию (мнение) по данному предмету. В-третьих, спор не может быть эффективным, если в нем не определены основные понятия, не принята общая терминология. В четвертых, каждая из сторон обязана соблюдать культуру речи, в том числе уважительно относится к позиции другой стороны.
В споре можно выделить две конструкции речи:
аргументация (выдвижение тезиса), когда сторона утверждает и подтверждает с вою позицию (таблица 4.5);
парирование или контраргументация (выдвижение антитезиса), с помощью которой сторона опровергает тезис другой стороны.
Таблица 4.5
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список