2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
Внутренняя торговля представляет собой одну из важных сфер жизнеобеспечения населения. При ее участии произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Торговля является источником поступления текущих денежных средств и играет важную роль в финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость и акцизы – это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет.
В рейтинге основных отраслей по наполнению бюджетной системы торговля уступает лишь трубопроводному транспорту и топливной промышленности. В настоящее время торговля занимает более 20% в валовом внутреннем продукте РФ. Доля ВВП, приходящаяся на 1 работника торговли в 1,4 раза выше, чем в среднем по народному хозяйству. Оборот розничной торговли по Российской Федерации в 2007 году составил 10757,8 млрд. рублей, что на 15,2% больше показателя предыдущего года.
За период рыночных преобразований внутренняя торговля претерпела коренные изменения. В торговле сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Этим процессам способствовал принятый 21.01.1992г. Закон «О свободе торговле». В торговле занято около 15% всех трудовых ресурсов страны, что составляет 9,4 млн., в т.ч. 1,2 млн. человек индивидуальных предпринимателей.
Благодаря преобразованиям, проведенным в торговле на путях формирования свободной хозяйственной инициативы, современный потребительский рынок отличается высокой насыщенностью и может быть классифицирован как рынок «покупателя».
Преодолен товарный дефицит, а бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Предприятия отрасли получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность и стали равноправными субъектами рыночных отношений. В торговле зарегистрировано свыше 1 млн. 200 тыс. предприятий, то есть 1/3 их количества по стране. Численность малых предприятий превышает 400 тыс. единиц или 35% общего количества по РФ. Темп прироста количества предприятий; функционирующих в сфере торговли, значительно превышает аналогичный показатель по экономике в целом и по отдельным отраслям.
Характеризуя место торговли в рыночной системе хозяйствования, следует отметить, что торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Около 90% своих доходов населения расходует на приобретение предметов потребления в розничной торговой сети. Торговля неразрывно связана с денежным обращением и кредитно-финансовой системой страны. Количество денег в обращении, скорость их оборота зависит от размера товарной массы, уровня цен и скорости реализации товаров.
Основными подотраслями внутренней торговли являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное (массовое) питание. В развитых странах при характеристике отраслевой структуры товарного обращения принято объединять розничную торговлю и общественное питание, а оптовая торговля, в свою очередь, классифицируется на: материально-техническое снабжение, предприятия по заготовке сельскохозяйственных продуктов, предприятия, снабжающие товарами розничную торговлю.
Оптовая торговля на макроуровне выполняет следующие функции:
интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта;
оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономических систем с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.
На микроуровне функции оптовых торговых предприятий следующие:
экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва;
преобразование производственного ассортимента в торговый;
формирование товарных запасов;
сглаживание цен;
хранение, доработка и доведение товаров до требуемого качества;
фасовка и упаковка товаров;
кредитование;
маркетинговые исследования рынка и организация рекламных компаний.
Основными функциями розничной торговли являются торговые и технологические.
К торговым функциям относятся:
изучение покупательского опроса на товары;
составление заявок и завоз товаров;
формирование ассортимента товаров;
реклама товаров и услуг.
Основные технологические функции следующие:
прием товаров по количеству и качеству;
обеспечение хранения товаров;
выполнение операций, связанных с доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
продажа товаров.
Кроме того, розничные торговые предприятия выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом и т.д.)
Основными функциями предприятий общественного питания являются:
производство кулинарной продукции;
реализация кулинарной продукции;
организация потребления кулинарной продукции.
На смену разъединительным процессам в торговле приходит стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы. Формы взаимодействия определены в «Концепции развития внутренней торговли РФ».
В ней указывается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи. Наиболее характерной структурной для розничного звена, включая массовое питание, должны стать цепные торговые организации, как вид добровольного объединения. При таком объединении крупное торговое предприятие заключает договор с малыми и средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия.
Кооперативные объединения торговых структур, или ассоциативные объединения, создаются на основе согласования и централизованного выполнения наиболее важных функций своей хозяйственной политики, к которым относятся закупочно-сбытовые функции и функции товароснабжения.
Добровольные оптово-розничные объединения призваны координировать функции оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохранении полной юридической и финансовой независимости каждого члена объединения.
Еще более глубокая и широкая интеграция возможна при объединении торговых структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями. Создание таких торгово-финансово-промышленных групп способно оказать существенное влияние:
в области структурной перестройки торговли с целью ликвидации сложившегося дисбаланса, развития ее отдельных звеньев;
в области резкой активизации внутреннего потенциала хозяйственных структур, вошедших в группу и создание на этой основе особых механизмов их самофинансирования, повышения их инвестиционной активности на потребительском рынке;
в области появления новых технологий оптово-складских и коммерческих операций, а также оказания торгово-экспедиционных услуг.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87