logo search
шпоры

4.3.Инновационный менеджмент: сущность, функции, методы и его система

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направлен­ную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования ма­териальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент – это управление научно-технической, производственной деят-тью и интеллектуальным потенциалом фирмы с целью совершенствования производимого и освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и аппарат управления инновациями (см. рис. 10).

Рис. 10. Аспекты инновационного менеджмента

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, достаточно подробно изложенных в специальной литературе.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на инновационном предприятии.

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы возникают и осуществляются определенными сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность для достижения определенных целей. (табл.6)

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.

Таблица 6

Виды и функции инновационного менеджмента

Функции инновационного менеджмента

Виды инновационного менеджмента

Стратегический

Функциональный, оперативный

Прогнозирование

Стратегии приоритетов развития и роста

Новых товаров, технологий

Планирование

Экспансия в новые отрасли, ""рынки

Повышение качества и конкурентоспособности товаров

Анализ внешней среды

Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры

Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д.

Анализ внутрен­ней среды

Анализ конкурентных преимуществ фирмы

Анализ факторов эффективности производства продукции

Виды решений

Стратегические решения по целям миссии и развитию фирмы

Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств

Мотивация

Обеспечение фирме ди­намического роста и конкурентоспособности

Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества продукции, обновление производства

Контроль

Выполнение миссии фирмы, ее роста и развития

Контроль за исполнительской дисциплиной и качеством исполнения

Общая систематизация методов инновационного менеджмента по областям их применения приведена в табл. 7.

Таблица 7

Методы инновационного менеджмента

Тип метода

Наименование метода

1. Методы выявления мнения

Интервью. Анкетирование. Выборочные опросы. Экс­пертиза

2. Аналитические методы

Системный анализ. Написание сценариев. Сетевое пла­нирование. Функционально-стоимостный анализ. Экономический анализ

3. Методы оценки

Оценка продукта. Оценки научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок. Оценка органи­зационно-технического уровня производства. Оценка затрат. Метод деревьев значимости (ПАТТЕРН).

Оценка порога прибыльности. Оценка риска и шансов.

Оценка эффективности инноваций

4. Методы генерирования идей

Мозговая атака. Метод 6-3-5. Метод синектики. Морфологический анализ. Деловые игры и ситуации

5. Методы принятия решений

Экономико-математические модели. Таблицы решений. Построение дерева решений. Сравнение альтернатив

6. Методы прогнозирования

Экспертные. Экстраполяции. Аналогии. Метод Дельфи. Регрессионный анализ. Эконометрические. Имитаци­онные модели

7. Методы наглядного представления

Графические модели. Физические модели. Должностные описания и инструкции

8. Методы аргументирования

Презентации. Ведение переговоров

Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т. д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры и решить ряд других вопросов. На наш взгляд, главным из них является построение структуры системы инновационного менеджмента, которая представлена на рис. 11.

Условные обозначения к рис. 1:

1.1. - научные подходы к инновационному менеджменту;

1.2 - функции менеджмента;

1.3 - методы менеджмента;

2.1 - формирование портфеля новшеств;

2.2 - формирование портфеля инноваций:

3.1 - правовое обеспечение;

3.2 - методическое обеспечение;

3.3 - ресурсное обеспечение;

3.4 - информационное обеспечение;

4.1 - стратегический маркетинг;

4.2 - НИОКР по новшествам и инновациям;

4.3 - организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций;

4.4 - производство новшеств;

4.5 - сервис инноваций;

5.1 - управление персоналом;

5.2 - разработка управленческого решения;

5.3 - координация выполнения инновационных проектов