23. Организация финансовых отношений в сфере туризма
Функционирование туризма, как и любой другой отрасли народнохозяйственного комплекса, связано с развитием финансовых отношений и организацией финансового механизма.
Финансы - это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств. Финансовые отношения –
отношения, возникающие при денежном потоке, то есть при протекающем непрерывно во времени обороте денег.
Сущность финансов выражается в следующих функциях.
· 1. Формирование денежных фондов, то есть доходов (капитала).
· 2. Использование денежных фондов, то есть доходов (капитала).
· 3. Контрольная функция.
Первые две функции связаны с образованием и использованием капитала.
Капитал - это деньги, предназначенные для извлечения прибыли.
Источником капитала являются доходы от предпринимательской деятельности, которые формируются в денежные фонды и наличные денежные средства.
Денежные фонды представляют собой обособившуюся часть денег, имеющую целевое назначение, и относительную самостоятельность функционирования.
Денежные средства - это деньги, которыми можно свободно распоряжаться по своему усмотрению.
Содержание первой функции финансов состоит в распределении валового внутреннего продукта (ВВП) на различные денежные фонды. ВВП - это рыночная стоимость продукции (работ, услуг), произведенной во
всех отраслях экономики и предназначенной для конечного потребления, накопления и экспорта.
Под воздействием труда, капитала (средств производства), земли (природного фактора) и организационных способностей предпринимателя формируется стоимость, которая затем
распадается на отдельные денежные фонды (доходы).
Это распределение проявляется в форме получения денежной выручки от реализации товара (услуг, работ) и распределения ее на денежные фонды: возмещения израсходованных
средств производства, оплаты труда, амортизационный фонд, региональный фонд, налоги, фонд потребления, накопления, резервный фонд.
Функция использования денежных фондов заключается в конкретном расходовании денежных фондов и наличных денежных средств на определенные цели. В основе такого
расходования лежит двухстороннее движение стоимости в товарной и денежной формах. В результате этих процессов происходит распределение совокупного общественного
продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.
Финансы туристской фирмы - это финансы хозяйствующего субъекта. Задачами финансов туристской фирмы являются формирование денежных фондов и использование их на
основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.
В ходе производственно-обслуживающего процесса туристских фирм возникают финансовые отношения:
· турагента с туроператором по расчетам за полученные туристские путевки и по другим платежам;
· турагента с другим турагентом при реализации путевок данного турагента;
· туристской фирмы с органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг;
· туристской фирмы с органами муниципального управления при выплате арендной платы за земельный участок, часть лесного фонда и т.д.;
· туристской фирмы со своими работниками по выплате заработной платы, премий, дивидендов по акциям и т.п.;
· туристской фирмы с банковской системой при получении и погашении кредита, покупке и продаже валюты, при других банковских операциях;
· туристской фирмы с бюджетом, внебюджетными фондами и налоговой службой при внесении налогов и других платежей;
· туристской фирмы со страховыми компаниями по операциям страхования;
· туристской фирмы с негосударственными пенсионными фондами по взносам (вкладам);
· туристской фирмы с органами государственного управления (МИД, МВЭС, таможней и др.) по различного рода платежам;
· туристской фирмы с финансовыми учреждениями, небанковскими кредитными организациями и т.п. при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, лизинга и т.п.
Эти отношения в туризме имеют свои особенности, которые обусловлены организацией финансов туризма.
Своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме сказывается на скорости их оборота.
Оборачиваемость оборотных средств - это продолжительность прохождения оборотными средствами отдельной стадии производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, то есть последовательно переходят из одной стадии в другую, составляет период оборота оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств
исчисляется продолжительностью одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных средств в днях) или количеством оборотов за отчетный период (коэффициент оборачиваемости).
Продолжительность одного оборота в днях представляет собой отношение суммы среднего остатка оборотных средств к сумме однодневной выручки от реализации туристского
продукта за отчетный период.
Для каждой туристской фирмы, так же как и для каждого другого хозяйствующего субъекта (завод, магазин, ресторан и т.д.), характерна своя скорость оборачиваемости средств.
Эта скорость определяется многими факторами (постоянными или случайными), в первую очередь ассортиментом произведенного и реализуемого товара, типом предприятия и т.п.
Обследование показывает, что в среднем, как правило, оборачиваемость оборотных средств в туристской фирме происходит быстрее, чем их оборачиваемость на заводе, в магазине, торгующем промышленными товарами, в ресторане,
но медленнее, чем в продовольственных магазинах и на базах.
Для туристских фирм характерны особый состав и структура финансовых ресурсов. Этот состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке.
На туристском рынке преобладают турагенты. Так, в составе туристских фирм Российской Федерации турагенты занимают около 90%, а туроператоры - 10% общего количества турфирм.
Хотя следует отметить, что фактически трудно провести грань между туроператорами и турагентами. Это вызвано тем, что туристская фирма получает общую лицензию на туристскую деятельность (как туроператоры и турагенты). Поэтому для повышения качества туристского обслуживания населения было бы целесообразно ввести отдельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.
Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена своеобразием потока денег и задолженности между субъектами туристского рынка, которое определяется, прежде всего, тем, что между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров
Туристские фирмы не пользуются кредитованием под оборотные средства. Это связано с тем, что источником финансовых ресурсов туристской фирмы являются
собственные и привлеченные средства.
Своеобразность организации финансовых отношений в туризме в значительной степени обусловливаются также особенностями ценообразования на продукцию этой отрасли.
Расчет цены на туристский продукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм, что отражается на их финансовом положении.
- 1.Современная концепция и подходы к менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Современная концепция и подходы к менеджменту в социально культурном сервисе и туризме
- 2. Средства распространения рекламы в скс и т
- 3.Цели и задачи стандартизации в сфере скс и т
- 4.Правовые аспекты рекламной деятельности в скс и т
- 5. Деятельность менеджера в сфере скс и т (основные задачи, правила деятельности, эффективное формирование менеджера)
- 6.Стратегическое планирование в скс и т
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 7. Природа и характер экономических отношений в сфере туризма
- 8. Бизнес-план как один из основных документов планирования и внедрения инноваций в сфере скс и т.
- 9.Влияние туризма на развитие экономики
- 10. Социально-технологические особенности рекламы в скс и т
- 11. Инновационный менеджмент в сфере скс иТ
- 12. Понятие и основные показатели эффективности рекламы
- 13. Определение целей и формирование маркетинговых стратегий
- 14. Разработка рекламной стратегии фирмы и плана проведения рекламной кампании
- 15. Малый бизнес в скс т: характерные черты, преимущества и проблемы.
- 16. Инновационность и предпринимательство как целевые задачи в скс и т
- 17. Опыт разработки глобальных маркетинговых стратегий транснациональной компании в сфере скс и т
- 18. Методика планирования и проведнения рекламной кампании в скс и т
- 19. Принципы построения организационных структур управления предприятием (организацией)
- 20. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные его черты в скс и т.
- 21. Стратегическое и текущее планирование и управление в скс и т.
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 22. Основные принципы и особенности рекламной деятельности в скс и т
- 23. Организация финансовых отношений в сфере туризма
- 24. Цели, задачи и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц
- 25. Защита прав потребителей как основа стандартов качества в турфирме.
- 26. Научно-технические нововведения в сфере скс и т.
- 27. Анализ тенденций развития концепций маркетинга в сфере
- 28.Консалтинг в инновационной деятельности
- 29. Автоматизированные информационные системы обеспечения управления, их место и роль в инновационном менеджменте предприятий и организаций сферы скс и т.
- 30. Сертификация экскурсий.
- 31. Зарубежный опыт менеджмента ( на примере фирмы скс и т)
- 32.Эффективность рекламной деятельности
- 33. Мировой опыт формирования и функционирования отраслей скс и т.
- 34. Стандарты качества в туризме
- 35. Менеджмент как вид деятельности и системы управления
- 36. Информационное обеспечение инновационной деятельности в скс и т.
- 37.Инновационные стратегии (их формирование, методы выбора, фазы стратегического планирования.
- 38. Проектирование туристических услуг и порядок разработки технологической документации
- 39. Мировой рынок сервиса и туризма : общие направления развития.
- 40. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование инновационной деятельности фирмы скс и т.
- 41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.
- 42 Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
- 43. Организация процесса маркетинговых исследований в скс и т
- 44. Конкурентоспособность туристической фирмыи ключевые факторы ее успеха в отрасли
- 45 Профессиональная этика и мораль Профессиональная этика (профессиональная мораль)
- 46.Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Налог на добавленную стоимость (ндс).
- 2.Земельный налог.
- 47. Производительность труда работников
- 48. Этика сферы бизнеса
- 49. Организационно экономические основы страхования в туризме.
- 50 Механизмы взаимодействия со сми
- 51. Маркетинговые технологии в туризме
- 52 Этика делового общения в организации
- 53. Нравственно-психологические основы конфликтов и пути их преодоления.
- 54. Маркетинговые исследования в сфере обслуживания
- 55 Бизнес-этикет
- 56. Понятие о маркетинговой логистике
- 57 Профессиональная этика музейных работников
- 1. Отношение к делу
- III. Отношение к законам и государственным органам
- IV. Отношение к природе
- 58. Сегментация рынка как средство выбора перспективного целевого рынка. Признаки сегментации.
- 59.Профессиональная этика работников сферы туризма.
- 60.Общая хар-ка информационного обеспечения связей с общественностью