logo search
GAK_OTVET

4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование

Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупным партиями организациям для производственного и внерыночного потребления или последующей перепродажи населению.

В оборот оптовой торговли включаются:

Оборот оптовой торговли по отгруженным товарам для целей статистического учета устанавливается в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, НДС, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы; комиссионное вознаграждение – по фактической стоимости, включая НДС.

Состав оптового товарооборота можно характеризовать по следующим признакам.

1. По формам товародвижения:

2. В зависимости от регионального фактора:

3. По срокам расчета за реализованные товары:

4. В зависимости от категории покупателей:

5. По ассортименту и товарной структуре: товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров в разрезе отдельных товаров и товарных групп.

Цель анализа оптового товарооборотаоценка положения оптовой организации на рынке и объема данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли.

Задачи анализа оптового товарооборота целесообразно разделить на две группы: связанные с реализацией и с закупками товаров.

К задачам исследования процесса реализации в отношении покупателей относят анализ степени удовлетворения их потребностей, оценки места оптовой организации на товарном рынке, уровня конкуренции и перспектив на предстоящий период.

Среди задач анализа источников закупок выделяют изучение соответствия поставщиков определенным критериям их отбора, условий закупок, концентрации или распыления заказов, ценовой политики.

Информационной базой анализа оптового товарооборота служат данные бухгалтерской и статистической отчетности, текущего и оперативного учета, внеучетных материалов.

Анализ оптового товарооборота выполняют в следующей последовательности:

После анализа оптового товарооборота переходят к его планированию.

Процесс планирования оптового товарооборота условно можно разделить на два этапа:

На первом этапе планирования необходимо определить ожидаемые объемы реализации товаров и оказания услуг покупателям, выделив те, которые проходят согласно длительным хозяйственным связям в соответствии с заключенными договорами и те, что будут получены по разовым сделкам.

Для экономического обоснования плана оптового товарооборота следует провести замеры потенциальных возможностей рынка. Проанализировать роли его участников, изучить его характеристики, оценить сильные и слабые стороны конкурентов, исследовать каналы товародвижения и стратегии стимулирования сбыта.

Второй этап процесса планирования оптового товарооборота является важным дополнением в обосновании и корректировке результатов первого. Он включает в себя определение потребности организации в товарах, выбор поставщиков и организации поставок этих товаров.

Потребность в товарах рассчитывается по каждой товарной группе отдельно на основе формулы товарного баланса. Общий объем потребности оптовой организации представляет собой сумму потребностей по всем товарным группам.