4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупным партиями организациям для производственного и внерыночного потребления или последующей перепродажи населению.
В оборот оптовой торговли включаются:
стоимость отгруженных (переданных) товаров, приобретенных ранее для целей перепродажи;
комиссионное вознаграждение оптовых посредников, совершающих сделку по купле-продаже.
Оборот оптовой торговли по отгруженным товарам для целей статистического учета устанавливается в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, НДС, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы; комиссионное вознаграждение – по фактической стоимости, включая НДС.
Состав оптового товарооборота можно характеризовать по следующим признакам.
1. По формам товародвижения:
складской товарооборот (реализация товаров через склады оптовых организаций);
транзитный товарооборот (поставка товаров непосредственно покупателю минуя склады оптового звена).
2. В зависимости от регионального фактора:
продажа товаров внутри региона;
продажа товаров покупателям других регионов;
продажа товаров покупателям других стран (экспорт).
3. По срокам расчета за реализованные товары:
в обычном порядке;
расчеты с предоставлением коммерческого кредита.
4. В зависимости от категории покупателей:
предприятия оптовой торговли;
предприятия розничной торговли;
промышленные предприятия;
бюджетные организации и учреждения.
5. По ассортименту и товарной структуре: товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров в разрезе отдельных товаров и товарных групп.
Цель анализа оптового товарооборота – оценка положения оптовой организации на рынке и объема данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли.
Задачи анализа оптового товарооборота целесообразно разделить на две группы: связанные с реализацией и с закупками товаров.
К задачам исследования процесса реализации в отношении покупателей относят анализ степени удовлетворения их потребностей, оценки места оптовой организации на товарном рынке, уровня конкуренции и перспектив на предстоящий период.
Среди задач анализа источников закупок выделяют изучение соответствия поставщиков определенным критериям их отбора, условий закупок, концентрации или распыления заказов, ценовой политики.
Информационной базой анализа оптового товарооборота служат данные бухгалтерской и статистической отчетности, текущего и оперативного учета, внеучетных материалов.
Анализ оптового товарооборота выполняют в следующей последовательности:
изучение выполнения плана валового товарооборота оптовой организации в целом и по его составу;
исследование динамики общего (валового) товарооборота оптовой организации в целом и по его составу в действующих и сопоставимых ценах;
анализ и оценка ассортимента и структуры оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;
изучение выполнения плана оптового товарооборота по направлениям реализации товаров;
анализ оптового товарооборота по отдельным покупателям;
исследование влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота (группы факторов, связанных с товарным обеспечением; с трудовыми ресурсами, режимом и производительностью труда; с состоянием, развитием и использованием материально-технической базы);
формирование выводов, обобщение выявленных возможностей и резервов разработка мероприятий, направленных на рост объема оптового товарооборота, оптимизацию товародвижения, улучшение использования товарных, трудовых и финансовых ресурсов, материально-технической базы, совершенствование организации и повышение качества обслуживания покупателей.
После анализа оптового товарооборота переходят к его планированию.
Наряду с результатами экономического анализа основанием для расчета плановых показателей оптовой организации служат потребности в товарах и услугах оптовых покупателей.
Процесс планирования оптового товарооборота условно можно разделить на два этапа:
экономическое обоснование плана реализации товаров и оказание услуг оптовым покупателям;
выбор поставщиков и определение объема и сроков поставок товаров на склады оптовой организации.
На первом этапе планирования необходимо определить ожидаемые объемы реализации товаров и оказания услуг покупателям, выделив те, которые проходят согласно длительным хозяйственным связям в соответствии с заключенными договорами и те, что будут получены по разовым сделкам.
Для экономического обоснования плана оптового товарооборота следует провести замеры потенциальных возможностей рынка. Проанализировать роли его участников, изучить его характеристики, оценить сильные и слабые стороны конкурентов, исследовать каналы товародвижения и стратегии стимулирования сбыта.
Второй этап процесса планирования оптового товарооборота является важным дополнением в обосновании и корректировке результатов первого. Он включает в себя определение потребности организации в товарах, выбор поставщиков и организации поставок этих товаров.
Потребность в товарах рассчитывается по каждой товарной группе отдельно на основе формулы товарного баланса. Общий объем потребности оптовой организации представляет собой сумму потребностей по всем товарным группам.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87