1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
Управление – процесс, направленный на достижение целей организации (предприятия, фирмы). Этот процесс представляет собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач фирмы. Эти действия получили название управленческих функций. Слово «функция» латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность.
Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ, иными словами – «функция» – это конкретная работа.
Функции управления занимают центральное место в менеджменте: через них определяются объем и вид деятельности менеджеров, отдельных категорий специалистов и целых систем управления. Объем и содержание функций управления позволяют определить численность и структуру персонала предприятия, организовать оптимальные взаимосвязи, а, следовательно – создать эффективные организационные структуры предприятий. Знание функций управления и их классификации позволяет применить их при разработке должностных инструкций для отдельных категорий работников, положений о различных структурных подразделениях систем управления и при проектировании организационных структур управления организаций и предприятий.
Функции управления характеризуются целевой направленностью, имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Необходимо обратить внимание на объективный характер функций управления, который определяется необходимостью самого управления в условиях совместного труда людей. Объективный характер функций управления обнаруживается везде, где осуществляется управленческая деятельность, на всех ступенях управленческой системы.
Функции управления предприятиями определяются содержанием целей, задач и стратегией предприятий. В зависимости от места расположения того или иного объекта в общей системе управления меняются только объем и содержание данной функции, но не меняется ее целевое назначение. В своей последовательности управленческие функции составляют технологию управления. В содержание управленческой функции входят два элемента: она определяет вначале, что делается в системе, а затем отвечает на вопрос, как делать.
Концепция функционального разделения труда менеджеров зародилась в школе научного менеджмента. Ее основоположником считается А. Файоль. Он выделил пять основных функций менеджмента: предвидение, организация, распорядительская деятельность, координация (согласование) и контроль. Одновременно А. Файоль разделил все функции на шесть групп: производственная; финансы; охрана; учет; администрирование; техника безопасности. С развитием менеджмента появились и другие перечни управленческих функций. Сюда вошли такие управленческие виды деятельности, как решение задач, мотивация, коммуникация, оценка и некоторые другие.
В современной теории менеджмента можно выделить два подхода к классификации функций управления.
Первый подход. Выделение общих, универсальных функций управления. Они выражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от специфики объекта управления. К этой группе функций могут быть отнесены следующие: планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование, как функция процесса управления предполагает определение целей рыночной деятельности организации, необходимые для этого средства, а также разработку методов, наиболее эффективных в конкретных условиях. На основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа предприятия. При этом планирование рассматривается более широко – как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей.
Процесс планирования включает несколько стадий:
определение цели организации;
определение задач деятельности организации;
составление планов выполнения работ по решению поставленных задач;
разработка общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне;
разработка конкретных процедур и правил выполнения планов.
Планирование в организации делится на два вида: перспективное (долгосрочное) и текущее, каждый из которых имеет большое число специфических черт. Перспективное планирование в настоящее время приобретает черты стратегического управления.
Организация, как функция управления, представляет процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям работать вместе для достижения поставленных целей. Выделяются два аспекта организационного процесса:
1) организация взаимодействий и полномочий;
2) построение организационной структуры управления.
Функция организации непосредственно связана с систематической координацией многих задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
Таким образом, функция организации самым тесным образом связана с планированием: она является первым шагом в реализации стратегических и текущих планов. Задачи, определенные в планах, становятся ориентирами организационного процесса. Этот процесс включает следующие стадии:
определение целей и задач предприятия;
определение видов работ, которые следует выполнить, чтобы решить поставленные задачи;
оценка имеющихся человеческих ресурсов, рабочей силы;
группировка функций (видов работ) и человеческих ресурсов в организационные структуры;
выявление и оценка степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала различных уровней;
выявление специфических видов деятельности на предприятии;
оформление и утверждение должностных инструкций, схем, нормативов.
Мотивация как функция управления заключается в выявлении потребностей работников и обеспечении удовлетворения этих потребностей через эффективную работу. Мотивация имеет целью активизировать работающих, побудить их трудиться эффективно для реализации намеченных целей. Для этого внедряется разнообразное материальное и моральное стимулирование работающих, создаются условия для проявления творческого потенциала и развития работников.
Функция контроля обеспечивает условия для действительного достижения организацией своих целей. Задача контроля состоит в количественной и качественной оценке и учете результатов работы. Главной причиной необходимости контроля является то, что организация должна обладать способностью вовремя выявлять ошибки в своей деятельности и исправлять их до того, как они повредят достижению её целей.
Процедура контроля состоит из трех этапов: установка стандартов, выбор критериев и сопоставление с ними достигнутых результатов, необходимая корректировка. Каждый этап предусматривает использование комплекса методов. Главные инструменты данной функции – наблюдение, проверка всех сторон деятельности фирмы, учет и анализ. Контроль выступает в качестве элемента обратной связи. На основе его данных осуществляется корректировка принятых решений, планов, норм и нормативов.
Принято различать три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль начинается до решения управленческой задачи, т.е. до начала работ. Он осуществляется в ходе анализа результативности разработанных правил, процедур, а также выявления оптимального варианта будущего управленческого процесса путем моделирования его характеристик.
Текущий, или оперативный, контроль осуществляется от начала управленческой или хозяйственной операции до момента достижения требуемого результата. Цель текущего контроля – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и инструкций, чтобы не допустить серьезных ошибок в деятельности организации.
Конкретные способы и формы контроля разнообразны. Они зависят от факторов объективного и субъективного характера. К первым относятся принятые в организации правила и процедуры. Вторая группа факторов, определяется личностными качествами руководителя.
Заключительный контроль, это контроль результатов решения задач. Он дает руководству необходимую информацию для планирования деятельности и способствует усилению мотивации.
Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Второй подход к классификации функций менеджмента базируется на критерии особенности объекта управления. В этом случае выделяется целая система частных или конкретных функций управления на производстве.
Так, в торговле как отрасли народного хозяйства, можно выделить следующие специфические функции:
социальные (назначение и роль предприятия в обслуживании потребителей; форма собственности на средства осуществления хозяйственной деятельности; требования общества к эффективному и качественному торговому обслуживанию, к организации управления торговлей);
экономические (территориальные, демографические и экономические характеристики района деятельности предприятия; количество управляемых объектов, их территориальная размещенность и уровень концентрации в них торговой деятельности; объем и структура товарооборота и перспективы его развития; численность и состав работников и др.);
технологические (развитие материально-технической базы и технологии торговой деятельности с учетом научного прогресса и передовой практики и др.);
организационно-методологические (система целей управления предприятия; научно обоснованные принципы и методы управления; место и роль управляющих органов в руководстве предприятием; соотношение централизованных и децентрализованных начал в организации управления; оптимальная звенность управления; состояние и перспективы совершенствования техники и технологии управления, применение АСУ и др.).
Осуществление общих и частных функций требует создания соответствующих условий, обеспечивающих нормальную деятельность их исполнителям, возникает необходимость в выделении вспомогательных функций, которые выражаются в проведении поддержки обеспечении процесса управления.
Особого внимания заслуживает результативность функций управления. Любая функция управления должна быть результативной, т.е. нести смысловую нагрузку, выполняться ради какой-то цели. Если функция управления дает отрицательный результат или нерезультативна, то правомерен вопрос об исключении данной функции из перечня работ структурного подразделения или конкретного специалиста. Важно также устранение дублирования функций управления ( ликвидация выполнения одинаковых частных и вспомогательных функций специалистами различных структурных подразделений аппарата управления предприятия).
Для изучения функций управления можно использовать следующие приемы:
сравнение закрепленных за каждым работником функций с фактически выполняемыми;
проведение самофотографии и фотографии рабочего дня;
хронометражные наблюдения;
социологические опросы и интервью;
метод технического анализа функций управления;
сравнительный анализ функций аналогичных предприятий и организаций.
Эффективное управление достигается в результате осуществления комплекса взаимосвязанных функций, наиболее характерными из которых в любой области управленческой деятельности являются все три группы функций, а именно: общие, частные и вспомогательные.
Границы управленческих функций определяются видом и объемом работ, их содержанием, сложностью, степенью механовооруженности, уровнем управления, правовым статусом, квалификационным составом работников, ролью и местом объекта или субъекта управления в системе управления.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87