Заключение
В 21-м веке этика приобретает новый смысл – из свода этикетных правил она превращается в нравственную основу социума. Одной из приоритетных задач государства становится формирование и укрепление устойчивых нравственных (моральных) ценностей граждан. Эта деятельность должна осуществляться на всех уровнях социальных отношений: от межгосударственных до межличностных.
Одним из слабых звеньев в этой цепи является соблюдение этических принципов и норм в мире деловых отношений. Зачастую значение имеет лишь получение прибыли либо выгоды любой ценой, а ценность человека и общества остается на втором плане. Руководители часто не хотят признавать, что от степени их ориентации на соблюдение этических норм зависит как репутация организации, так и межличностные взаимоотношения в коллективе. Именно поведение руководителя определяет отношение сотрудников к соблюдению правил этики как внутри организации, так и при взаимодействии с внешней средой.
Особое значение этичность поведения имеет на государственной службе, поскольку именно служащие должны являться нравственным идеалом и транслировать моральные ценности обществу.
Современный деловой человек должен:
руководствоваться основными этическими принципами;
соблюдать нормы межличностных отношений в коллективе;
обладать языковой компетентностью;
уметь вести деловую беседу;
иметь соответствующий внешний вид;
опираться в своем поведении на правила этикета;
знать основы международного этикета.
Ситуация в современном деловом мире диктует необходимость превращения этических аспектов деятельности организации любого уровня в планируемый и контролируемый процесс на всех этапах ее существования. Поэтому многие руководители стараются привлекать на работу выпускников тех учебных заведений, в образовательную программу которых заложена этика деловых отношений.
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список