Заключение
Процессы, которые протекают в социально-культурной сфере, многообразны, сложны и противоречивы. Они зеркально отражают события и явления, переживаемые обществом и каждым отдельным человеком. В социально-культурной деятельности главным объектом внимания является человек, а его взгляды, интересы, намерения, поступки, душевное спокойствие и социальная обустроенность формируются и закрепляются в процессе этой деятельности.
Социально-культурная деятельность, как и все другие виды человеческой деятельности, не может успешно развиваться как без профессионального и компетентного управления, так и без изящного и филигранного регулирования, как этого требуют характер и особые свойства ее субъектов.
Несомненно одно, - менеджмент стал неотъемлемой частью коммерческой и некоммерческой деятельности социокультурных учреждений, обеспечивающих развитие культуры, искусства, науки, образования и т.д.
Учиться управлять - это не только давно провозглашенный лозунг начала прошлого века, умение управлять - это логотип сегодняшней жизни. Научить этому довольно сложно, но научиться может каждый. Невозможно прописать менеджеру рецепты на все случаи деловой жизни, даже если они изложены не в одном, а в нескольких учебниках.
Тем не менее, прочитав эту книгу, начинающий менеджер найдет в ней и базовые, и альтернативные варианты технологий управления. В конечном счете, все зависит от сознательной и активной деятельности менеджера, взявшегося за нужную и трудную работу - экономическое оздоровление социально-культурной сферы.
Несмотря на то, что эти страницы названы заключением, задача их состоит не в том, чтобы подвести итоги, а скорее в том, чтобы еще раз обозначить объективные и субъективные трудности становления и развития социокультурного менеджмента, наметить в основных чертах дальнейшую перспективу. Она открывается, на наш взгляд, изучением своеобразия управленческих отношений в сфере культуры, искусства, в социальном пространстве человека.
К сожалению, проблемы методов, технологий управления именно в социально-культурной деятельности остаются менее разработанными и сильно засоренными неадаптированными концепциями и методами, заимствованными из зарубежных исследований общего менеджмента. Принимаясь за написание данной книги, авторы хорошо представляли себе, с какими трудностями они столкнутся, но в реальности все оказалось сложнее.
На многие вопросы пока еще невозможно дать однозначные и категоричные ответы. Именно поэтому в учебнике оставлено место читателю для выбора альтернативных моделей управления в социокультурной сфере. Динамичность ее развития, непредсказуемость и незавершенность многих процессов и явлений требуют осторожности в оценках, выводах и обобщениях.
Менеджмент социокультурной деятельности можно рассматривать как данность, как факт, но механизмы его реализации находятся в процессе становления и развития. Для того чтобы выбрать наиболее продуктивный путь развития управленческих технологий, авторы учебного пособия сочли необходимым проанализировать, с одной стороны, соотношение воплощенных в них тенденций, с другой - наметившиеся направления их развития.
Тенденции, отраженные в идее самоуправления и управления социокультурной деятельностью извне, объективно связаны между собой, и эта связь должна учитываться при разработке и реализации альтернативных моделей управления. Повышение эффективности управления в социокультурной деятельности предполагает использование всей совокупности современных достижений в этой области. Поэтому для повышения продуктивности управленческих приемов недостаточно лишь данных экспериментальных наработок.
Не менее важно разумное использование положений классического менеджмента, являющегося основой научного управления. Но в классическом менеджменте в основном можно найти общие, базовые требования к эффективному управлению производственными отношениями, реализация которых в социокультурной деятельности в чистом виде невозможна. Отсюда следует, что разработка механизмов управления должна опираться и на науку, изучающую специфические особенности социокультурной деятельности.
Иными словами, разработка и внедрение механизмов социокультурного менеджмента могут быть успешными при опоре
как на общую теорию управления, так и теорию социально-культурной деятельности. Не исключена вероятность, что специфика социокультурного менеджмента может потребовать от общей теории управления пересмотра некоторых ее положений или их дальнейшего развития.
Вполне очевидно, что сопоставление общих управленческих требований с социокультурным процессом выявляет круг нерешенных социокультурных проблем, разрешение которых важно само по себе и необходимо для результативного управления социокультурной сферой. Сложности вызваны малоразработанной законодательной базой, отсутствием четких правовых механизмов хозяйственной и финансовой деятельности в социокультурной сфере, наличием ограничителей и издержек, препятствующих полному проявлению ее еще не использованного потенциала. Экономическая база социокультурной сферы поставлена в двусмысленное положение. С одной стороны, государство не стремится (не может) обеспечить ее полное и достаточное финансирование, а с другой стороны, не создает условий и льгот для ее собственного внутреннего самообеспечения, а также законодательно не стимулирует финансовые вложения в данную сферу частных коммерческих структур.
"Полукоммерческий" характер деятельности социокультурных учреждений и хроническое недофинансирование сделали работников этой сферы финансовыми заложниками, балансирующими на грани миссии своих учреждений, и популистскими, но доходными видами деятельности. Что окажется весомее? По какому пути пойдет развитие социокультурных учреждений и всей этой отрасли - решается часто на субъективном уровне самих менеджеров социально-культурной дея-^ тельности. От них во многом зависит - сохранит ли эта сфера свои духовные смыслы или утратит их.
Эти неопределенные процессы еще более актуализируют потребность в дальнейших исследованиях механизмов социокультурных преобразований. Речь идет также об оценке существенного ценностного сдвига, который произошел и развивается в общественном, индивидуальном сознании и практике социокультурной деятельности в последние полтора десятилетия и который своеобразно проявляется в каждом регионе, каждой территории страны.
Нельзя не видеть, что государство во многом утратило роль законодателя в культуре, передав эту функцию в значительной мере своим субъектам, оставив социально-культурные институты наедине с собой, и которые, отойдя от прежних догм, медленно эволюционизируют. В течение почти полутора десятка лет в системе высшего образования ведется подготовка кадров по специальности "Социально-культурная деятельность", в дипломе специалистов записывается квалификация "Менеджер социально-культурной деятельности", однако до настоящего времени так и остается нерешенным их официальный должностной статус в учреждениях данной сферы.
Отсутствие в штатном расписании государственных учреждений культуры должностей, обозначающих менеджерскую направленность профессиональной деятельности, не способствует полной реализации квалификации выпускников вузов, а также профессиональной ориентации поступающей в вузы молодежи.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление