Информационная система менеджмента
4. Следует различать внутреннюю и внешнюю информации, которые также служат целям планирования и контроля, маркетинга, управления кадрами и т.д.
В небольших коллективах, к которым можно отнести практически все учреждения социально-культурной сферы, в том числе учреждения культуры и искусства, информационные системы довольно просты. В центре их оказываются в основном руководители (административные и творческие), заведующие отделами и секторами.
Адресное распределение информации
Директор учреждения культуры ежедневно общается со своими сотрудниками, часто посещает хозяйственные и творческие участки и имеет сведения о состоянии дел в своем учреждении, что называется, из "первых рук". Не имея средств на создание специальной системы сбора и распространения информации, он постепенно создает неформальные системы, удовлетворяющие его профессиональные потребности.
Чем многочисленнее и крупнее становится учреждение, тем более сложными становятся все производственно-творческие операции и все большее значение приобретают потоки информации о состоянии дел как внутри, так и вне учреждения.
Вместе с тем, даже в небольшом учреждении главным условием создания хороших информационных потоков является степень понимания самим руководителем, какая информация нужна ему и его сотрудникам. Существует аксиома: информация становится управленческой только в той степени, в какой она нужна руководителю.
Для руководителя полезность информации зависит от его собственных представлений о ценности информации, от его личной ответственности и заинтересованности в делах учреждения, от его знаний и опыта.
Собственно вопрос стоит так: Зачем руководителю нужна информация? Ответ прост: для того, чтобы руководить, а значит выполнять свои функции планирования, организации, подбора и расстановки кадров, контроля. Ему нужна информация для того, чтобы решать самые разнообразные задачи:
-
выработки основной миссии (цели) учреждения;
-
разработки долгосрочных (перспективных) планов;
-
определения направлений стратегии и идеологии для достижения конкретных целей;
-
выявления новых возможностей;
-
знания положения дел в учреждении культуры;
-
подготовки отчетов, отчетных мероприятий перед населением;
-
информирования сотрудников учреждения;
-
информирования населения о деятельности учреждения культуры и его коллектива;
-
знания проблем и трудностей, которые еще предстоит решать в будущем;
-
совершенствования творческого потенциала и имиджа учреждения культуры;
-
осуществления контроля за ходом решения текущих вопросов.
Данный перечень указывает на широкий круг вопросов, которые решаются с помощью информации, но на самом деле в реальной практике этот список гораздо объемнее и сложнее. Потребности в информации различаются по характеру ситуаций и факторов, в которых работает каждое социокультурное учреждение.
В силу разнопрофильности таких учреждений, а также уникальности условий работы даже однотипных учреждений (разные регионы, материальная база, кадры, состав населения и т.д.) выделяются области деятельности, в которых принимаются свои решения. Такие области являются областями принятия ключевых решений. Например, комитет социальной защиты населения уделяет основное внимание малообеспеченному населению, инвалидам, престарелым, ветеранам и т.п.
Парк культуры и отдыха должен уделять основное внимание организации культурного досуга населения, развлечений, детским и подростковым играм, созданию природно-ландшафтной среды. Области принятия решений в каждом случае неповторимы и требуют эксклюзивной информации.
Однако, решив задачи принятия решений в области деятельности того или иного учреждения, необходимо разобраться с потоками информации для различных уровней управления. Очевидно, что на различных уровнях управления нужны не только разные виды информации, но даже одна и та же информация должна поступать в различных формах.
Скажем, информация, поступающая директору учреждения культуры, существенным образом отличается от информации, которая поступает художественному руководителю, осуществляющему повседневное руководство художественным и творческим процессом этого учреждения.
Более того, директору дома культуры или художественному руководителю информация нужна в форме, отличной от той, которая нужна заведующему хозяйством или руководителю коллектива самодеятельного творчества. Заведующему постановочной частью ежедневно нужно знать отдельные виды затрат на его сценической площадке: изготовление декораций, костюмов, реквизита, художественно-оформительские расходы, затраты на освещение, звук, занавес, ткани. Директору дома культуры эта же информация нужна с недельной периодичностью, в виде сводок по всем подразделениям.
Руководитель художественного коллектива имеет оперативную информацию о творческом состоянии своего коллектива, его репертуаре, посещаемости участников, концертах, смотрах, гастролях.
Художественный руководитель должен получать информацию о состоянии работы всех художественных коллективов дома культуры, их репертуаре, концертах, творческом уровне. Четкость, полнота и своевременность информации в большой степени зависят от организационной структуры, распределения властных полномочий и ответственности в учреждении.
На каждом уровне руководства необходимо четко определить права и ответственность сотрудников, их взаимоотношения по вертикалям прав и обязанностей. В противном случае трудно будет разобраться, кому и какая информация нужна.
Распределение информации, ее содержание и форма зависят от руководителя, стиля руководства, субъективных черт его характера и предпочтений. В практике встречаются руководители, имеющие разное отношение к информации - от пристрастия к грудам информации до использования минимальных сведений.
Известно, что одни руководители старательно читают письменные отчеты, другие стремятся заслушивать информацию в устной форме, большинство руководителей немногочисленных коллективов социокультурных учреждений стараются больше непосредственно контактировать с подчиненными сотрудниками, но есть и такие руководители, которые общаются с работниками через бумажные каналы.
Кроме того, в стиле работы руководителей наблюдается и такая особенность, как профессиональная предрасположенность к той или иной информации.
Скажем, директор учреждения культуры с базовым искусствоведческим образованием требует, чтобы в представленных ему отчетах акценты делались на художественно-творческой информации.
Руководитель такого же учреждения с образованием в области менеджмента социально-культурной деятельности обращает внимание на вопросы культурного обслуживания населения, данные социологических исследований, статистические данные бухгалтерии, цифровые показатели работы подразделений и всего учреждения.
Таким образом, разрабатывая и внедряя информационную систему в каждом социокультурном учреждении, специалист по менеджменту потерпит неудачу, если не будет внимательно изучать и учитывать стили руководства в учреждениях, мнение руководителей, от которых и зависит, в конечном итоге, устойчивость выбранной информационной системы.
Основные подсистемы информации
Информационная система, как правило, состоит из нескольких подсистем, отражающих основные информмационные потоки деятельности каждой организации, учреждения, предприятия, фирмы и т.д. Центральной подсистемой, в которой концентрируются важнейшие статистические данные, отражающие деятельность учреждения, является бухгалтерско-статистическая информация.
Она включает годовые, квартальные и месячные финансовые планы, планы по труду и заработной плате, годовые, квартальные бухгалтерские отчеты и балансы, банковские и кассовые документы, документы по оценке основных фондов (акты, расчеты, заключения, ведомости и др.), акты о приеме, сдаче и списании имущества и материалов, акты финансовых ревизий, аудиторских проверок, трудовые соглашения и хозяйственные договоры.
Сюда же входят договоры о материальной ответственности, лицевые счета сотрудников, авансовые отчеты, главная бухгалтерская и кассовые книги, книга и инвентарные карточки учета основных средств, доверенности на получение денежных средств и товарных ценностей, гарантийные письма, журналы регистрации счетов, кассовых ордеров, доверенностей, платежных поручений, переписка о финансово-хозяйственной деятельности.
Информационная подсистема бухгалтерского и статистического учета обеспечивает все уровни управления учреждением показателями финансово-хозяйственной деятельности, на основе которых создаются другие информационные подсистемы.
К их числу относится подсистема учета и работы с кадрами. Нет такого учреждения или организации, где бы не собиралась и хранилась информация о своих сотрудниках.
Такая информация включает данные о численности работников, замещенных и вакантных должностях, квалификации и образовании, заработной плате и т.д.
Реально эта информация сосредоточена в таких документах, как: приказы о приеме на работу, переводах и увольнениях, поощрениях и премировании, которые регистрируются в книге учета, приема, перемещения и увольнения работников; личные дела сотрудников, контракты и договоры с сотрудниками.
По вопросам работы с кадрами составляются отчеты, ведутся и сохраняются протоколы аттестационных или квалификационных комиссий, документы о подготовке и переподготовке специалистов, нарушениях трудовой дисциплины, командировках, больничных листах и т.д. Другой важнейшей информационной подсистемой социокультурных учреждений является документация по организации труда и производственно-творческой деятельности.
В эту подсистему включаются годовые отчеты по труду, численности сотрудников, нормативы по труду (если такие имеются), расценки, разработанные учреждением; должностные инструкции, справки об условиях труда и техники безопасности, коллективный договор между администрацией и профсоюзом, документы, свидетельствующие о выполнении условий коллективного договора, договоры о творческой и финансовой деятельности с другими организациями, целевые программы социально-культурного развития, документация об инвесторах, меценатах и спонсорах, творческие паспорта, планы и программы коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов, хозяйственные паспорта на здания и объекты социокультурных учреждений.
К документам, определяющим принципы организационной деятельности (как делать), являющимся продолжением стратегии (что делать), относятся источники управленческой информации: устав, положение, договор, учреждающий юридический статус организации, штатное расписание, положения о структурных подразделениях.
И, наконец, каждое учреждение, организация на основе утвержденного вышестоящими органами классификатора дел и документов осуществляет документационную поддержку управления. Для этого в специальных журналах ведется регистрация приказов, распоряжений, поручений; поступающих и отправляемых документов, телеграмм, телефонограмм, факсов; составляются реестры и описи на отправляемую корреспонденцию; ведется журнал учета бланков строгой отчетности; номенклатура дел; формируется фонд документов для передачи в архив на длительное хранение.
Приведенный перечень не исчерпывает существующие подсистемы информации. В каждой организации, учреждении информационные подсистемы изменяются и не всегда похожи одна на другую. Не следует думать, что все информационные системы и подсистемы являются до конца продуманными, полными и окончательными. Таких систем просто не существует.
Однако каждая система обладает свойством координации и упорядочения информации. Но всегда следует видеть различия в наполняемости информационных потоков, адресованных для конкретных видов управления. Например, информационные подсистемы в планировании существенно отличаются по своим характеристикам от подсистем, используемых для контроля. Информация для планирования всегда:
-
проходит через границы структурных подразделений учреждения;
-
раскрывает основные тенденции и охватывает продолжительные промежутки времени;
-
опускает мелкие подробности и детали;
-
ориентирована на будущее.
Информация, предназначенная для организации контроля:
-
совпадает с рамками подчиненности в организационной структуре учреждения;
-
охватывает короткие отрезки времени;
-
имеет подробный и детальный характер;
-
направлена на прошедший период времени.
Любое учреждение социально-культурной сферы, как отмечалось, не является замкнутой структурой, в которой осуществляется автономная деятельность по производству какого-то продукта для каких-то отдельных потребителей.
Деятельность этих учреждений касается жизни, социальных, моральных, культурных устоев множества людей, трудовых коллективов, общественных организаций, групп людей и отдельных личностей, а также состояния отношений между людьми.
Одним словом, они соприкасаются и влияют на социально-культурный климат общества.
Поэтому в структуре управленческой информации социально-культурных учреждений особое значение имеет социальная информация, которая позволяет изучать социальные процессы, протекающие во внешней среде, и полнее учитывать их в практической деятельности.
Содержанием социальной информации являются факты, события, процессы общественной жизни, включая материальные, духовные, культурные, нравственные и бытовые взаимоотношения групп людей. Содержание и назначение социальной информации следует рассматривать в широком и узком контексте.
Информационные сети
В широком толковании социальная информация выглядит как сведения о наиболее широких и разнообразных социально-культурных процессах в обществе, в узком - социальная информация в пределах самого коллектива социокультурного учреждения. Тесная взаимосвязь задач учреждения с социокультурными процессами в обществе является условием эффективной работы каждого коллектива социокультурного учреждения.
Характерным признаком отличия социальной подсистемы информации от других видов информации является ее репрезентативная оценка субъективных данных: мнения людей относительно объема и качества социально-культурной деятельности, реактивность их поведения, вовлеченность в культурные, культурно-творческие процессы, деятельность общественных организаций, демократических институтов, социальные и социально-психологические процессы; о потребностях и интересах людей, уровне их культуры и воспитанности.
Таким образом, информационные системы в современных социокультурных учреждениях все больше интегрируются в своеобразную информационно-управляющую систему в виде сети объединенных подсистем, способствующих решению задач по управлению.
Такие сети представляют собой единую цепочку людских, материальных и технических ресурсов для достижения общих целей.
Создание интегрированной информационной системы предполагает сотрудничество, по меньшей мере, трех групп, а именно: специалистов по информации, профессионалов по вопросам управления и самих управляющих. Не исключается участие в этом деле счетных работников, плановиков и менеджеров всех уровней. Все возрастающее влияние на информационные процессы в учреждениях социокультурной сферы оказывает компьютерная техника.
В каждом учреждении культуры, искусства появляется все больше персональных компьютеров. Однако проблема заключается в том, что специалисты, работающие в этих учреждениях, имеют обыкновение рассматривать информационную систему в целом и компьютерную технику исключительно с точки зрения своего собственного опыта. А его, опыта, как правило, и нет.
Отсюда, даже в крупных организациях компьютерный парк работает разрозненно, не внедряется единая компьютерная сеть, да и каждый отдельный персональный компьютер используется в основном как инструмент набора и выведения различных текстов в виде докладов, справок, писем, отчетов и т.д. Все это составляет тысячные доли от заложенного в этой технике интеллектуально-вычислительного, информационного и аналитического потенциала.
Требования к информационным системам
Не является откровением, что сотни тысяч персональных компьютеров в отделах, секторах у секретарей в приемных руководителей светятся экранами пустопорожних электронных игровых забав. Слишком часто представляемые компьютерами данные отвечают, скорее, возможностям самих компьютеров, прикладных программ, но никак не потребностям пользователей.
Обычно компьютерные специалисты стремятся загрузить свою технику на полную мощность, упуская из виду необходимость представления небольших объемов полезной информации, пригодной для принятия решений.
Соорудить мостик через пропасть, разделяющую компьютерных специалистов и менеджеров, возможно лишь при условии активного участия в этом деле пользователей.
Чем больше их вовлекается в разработку и внедрение информационной компьютерной системы, тем быстрее и лучше они поймут ее преимущества и будут производительно использовать эту новую систему.
Сегодня можно говорить об интегрированной информационной системе в учреждениях социокультурной сферы, которая обладала бы координационными связями и отношениями внутри сети и взаимодействовала с внешней средой, с определенной долей авансирования в будущее.
Полное воплощение оптимальной модели информационной системы возможно при соблюдении определенных требований.
1. Информационная система будет эффективной, если оказывает помощь в осуществлении процесса управления.
Она должна обеспечить руководителей всех уровней информацией для анализа и выбора альтернативных решений в планировании, оценки результатов собственной деятельности и работы подчиненных.
-
Система должна опираться на конкретные факты, обрабатывать нужные данные, отсеивать ненужную информацию.
-
Система должна объективно отражать результаты работы каждого подразделения в соответствии с организационной структурой учреждения.
-
Потоки информации на более низком уровне всегда более детальны, конкретны и укрупняются с повышением статуса адресата. Типы информации имеют различный объем и ценность в зависимости от уровня требований и ответственности потребителей.
-
Информация для планирования отличается от информации для контроля, но каждая из них разрабатывается с учетом знания другой. Информация должна быть полной, долгосрочной и краткосрочной, отражать прошлое, настоящее и предвидеть будущее.
-
Особенно большое значение в информационной системе социокультурных учреждений имеют сведения о внешних факторах, на основе которых выстраивается, корректируется содержание, объем и характер деятельности указанных учреждений.
-
Информация должна соответствовать стилю работы менеджеров, что вызовет желание экспериментировать с новыми компьютерными программами, находить более приемлемые модели информации, а, соответственно, и оптимальные модели управления.
Стремительные положительные изменения в информационных системах, насыщение информационного потока электронными носителями, печатными текстами, графической продукцией, появление персональных компьютеров на столах менеджеров всех уровней дают им возможность использовать информацию по своему выбору в реальном масштабе времени.
Менеджер, который имеет доступ ко всей необходимой ему для служебных целей информации, обретает чувство уверенности в разумности информационной системы, частью которой он является.
Суммируя приведенные выше положения, можно констатировать, что практическую основу информационного социума образуют информационно-коммуникативные технологии, без которых учреждения культуры обречены.
Расширение их информационных функций, ориентированность как на непосредственного, так и на удаленного пользователя, встраивание в мировое информационное пространство - все это должно обеспечить учреждениям культуры адекватное место в инфраструктуре современного информационного общества. Информационное общество - это новый этап в развитии цивилизации.
Он характеризуется возрастанием роли информации в жизни людей, интенсивным ростом информационного производства, увеличением производства интеллектуальной продукции, расширением информационных обменов, динамичным развитием рынка информационных технологий и телекоммуникаций.
Если в IXX веке богатством считались материальные объекты, то сегодня капиталом считаются знания и информация, а управление знаниями становится главным механизмом инновационной деятельности.
В поисках конкурентоспособности ведущие учреждения культуры сегодня начинают признавать ценностью не только человеческий потенциал, они начинают искать и подсчитывать свой творческий и информационный потенциал - запас идей, способность генерировать новое и умение извлекать из них ценность.
Эти учреждения переосмыслили себя как фабрики новых идей. Это больше, чем просто учреждение, объявляющее, что оно собирается принимать на работу больше творческих людей - разве какая-либо организация намерена искать людей не творческих?
Все это требует целостного подхода к организационной и информационной культурам, благодаря чему задачи менеджмента становятся столь же увлекательными, как и задачи информатизации и инноваций. Информация сама по себе превращается в управленческую задачу.
Для информационного менеджера важно увязать результаты использования информационной системы с общей стратегией организации, обосновать ее вклад в достижение успеха.
Чем выше требования к эффективности работы учреждения, тем выше они должны быть к используемым информационным технологиям и системам, построенным на их основе.
С одной стороны, методы и модели управления должны быть подкреплены соответствующими инструментами, с другой - появление даже информационной системы сбора данных на бумажных носителях - уже первый шаг к организации успешного управления информационной службой.
Контрольные вопросы и задания
-
Почему нельзя эффективно управлять без объективной информации?
-
Какими измерительными свойствами обладает высококачественная информация?
-
Какими методами обеспечиваются информационные технологии?
-
Почему в информационных системах важнейшим фактором является человеческий ресурс?
-
Почему информация должна быть адресной?
-
Перечислите основные подсистемы управленческой информации.
-
Что представляют собой современные информационные сети?
-
Назовите основные критерии оптимальной модели информационной системы управления.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление