38. Проектирование туристических услуг и порядок разработки технологической документации
Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура предусматривает согласование возможностей
предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов.
В ст. 4.1 данного ГОСТа указывается, что проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (от 9 января 1996 г.) безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды.
Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (или краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком,
и учитывающих возможности исполнителя услуг.
Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и для окружающей среды.
Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать:
- описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
- характеристики процессов обслуживания туристов;
- требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
- необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;
- договорное обеспечение обслуживания;
- гарантии обслуживания туристов;
- согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.
Конкретные требования к процессу обслуживания туристов не могут быть ниже требований действующих нормативных документов.
Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляется по отдельным этапам предоставления услуги и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и пр.).
Проектирование услуги «туристское путешествие» предусматривает два этапа:
1) проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов;
2) проектирование услуги «туристское путешествие» в целом.
При проектировании услуги по запросам туриста необходимо учитывать возможности предприятия - исполнителя услуги.
Согласно ГОСТ-Р 50681-94 «Туриско–экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура предполагает согласование возможностей предприятия осуществляющего это проектирование, с запросами туристов. Он устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг и предназначен для
предприятий, организации различных организационно-правовых форм и граждан - предпринимателей, оказывающих туристские услуги. В ст 4.1. данного ГОСТа указывается,
что проектная
документация должна содержать требования обеспечение безопасности в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей»(от 09.01.1996) безопасность жизни, здоровья и имущества
туристов, охраны окружающей среды. Проектные материалы, разрабатываемые на туристские услуги, предприятия и объекты туристского обслуживания (гостиницы, турбазы,
кэмпинги, маршруты, канатные дороги, горнолыжные подъемники и др.) должны пройти государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом Российской
Федерации "Об охране окружающей природной Среды".
Основой для проектирования тур услуги яв-ся ее вербальная модель (или краткое описание) – набор требований, выявляемых в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг. Характеристики услуг должны бать не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги.
В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего
персонала и для окружающей среды.
Руководство туристского предприятия утверждает порядок и процедуры разработки конкретной услуги, организации предоставления услуги и определяет ответственность каждого
участника процесса проектирования услуги.
Конкретные требования к процессу обслуживания туристов должны быть не ниже требований действующих нормативных документов.
Проектирование туристской услуги осуществляется в последовательности: - установление нормируемых характеристик услуги;
- установление технологии процесса обслуживания туристов;
- разработка технологической документации;
- определение методов контроля качества;
- анализ проекта;
- представление проекта на утверждение.
Содержание и последовательность этапов могут варьироваться в зависимости от вида услуги.
Документация отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать:
1.описание процессов, форм и методов обслуживания туристов.
2.харак-ки процессов обслуживания туристов.
3.требования к типу кол-ву и пропускной способности использующего оборудования.
4.необходимое кол-во персонала и уровень его проф.подготовки.
5.гарантии обслуживания туристов.
6.согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора. Большое значение при проектировании туристской
услуги имеет определение методов контроля качества. В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением
процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запроектированным характеристикам.
Проектирование контроля качества включает: - определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги; - определение методов корректировки характеристик услуги; - определение методов оценки контролируемых характеристик.
Анализ проекта является завершающим этапом проектирования, направленный на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа проекта
является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.
Утверждение проекта является завершающим этапом проектной разработки. Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком. Изменение проекта допускается только в обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и утверждается руководителем туристского предприятия.
Результатом проектирования тур услуги яв-ся технологическая документация (тех карты, инструкции, правила, регламент). Состав и сод-е технологической документации туров предусмотрены нормативными док-ми РФ.
Туры и их технологическая документация должны отвечать нормативным требованиям, направленным на защиту и
прав потребителей. В набор технологической документации для каждого тура обязательно включаются:
Технологическая карта туристского путешествия по маршруту;
График загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время;
Информационный листок к путевке туристского путешествия;
Бланки путевок типовой формы ТУР-1 «Туристская путевка», утвержденной Минфином России;
Лист бронирования;
Бланки договоров с клиентами – тур агентами;
Калькуляция и расчет стоимости тура;
Описание маршрута;
График движения по маршруту;
Карта – схема маршрута;
Справочные материалы по маршруту;
Варианты рекламных проспектов и буклетов
Тексты памяток для туристов
Прайс-листы (каталоги)
Текст путевой информации (для автобусных туров)
Описание технологических особенностей тура (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транзит, билеты, экскурсии и бронирование в гостиничных предприятиях,
предприятиях питания; бланки заявок; графики движения туриста по маршруту; возможные пересадки, ожидания и пр.)
На автобусных турах заполняется «Паспорт автобусного Туристская документация. На автобусных турах заполняется «Паспорт автобусного маршрута», утвержденный
Мин-вом тр-та России, отражающий не только схему маршрута и технологию обслуживания, но и технические данные автобуса, километраж и особенности автодорог,
придорожные пункты отдыха, стоянки. Технологическая документация комплектуется в папки туров (или направлений).
Порядок проектирования услуги "Туристское путешествие" предусматривает два этапа:
1) проектирование каждого тура, включаемого в услугу "Туристское путешествие" в соответствии с программой обслуживания туристов;
2) проектирование услуги "Туристское путешествие" в целом.
Проектирование тура, осуществляемое туристским предприятием, предусматривает согласование возможностей туристского предприятия с запросами туристов.
Краткое описание услуги "Туристское путешествие" составляют на основе изучения потребностей и платежеспособного спроса населения на виды и формы туристских
путешествий и возможностей рекреационных ресурсов в конкретном районе. Краткое описание услуги "Туристское путешествие" конкретизируют в проекте программы обслуживания туристов.
Разработка программы обслуживания включает определение:
маршрута путешествия;
перечня туристских предприятий - исполнителей услуги;
периода предоставления туров каждым предприятием - исполнителем услуги;
состава экскурсий и достопримечательных объектов;
перечня туристских походов, прогулок;
комплекса досуговых мероприятий;
продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута;
количества туристов, участвующих в путешествии;
видов транспорта для внутримаршрутных перевозок;
потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки;
необходимого количества транспортных средств;
форм и подготовку рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам.
Результатом проектирования услуги "Туристское путешествие" являются следующие технологические документы туристского предприятия:
технологическая карта туристского путешествия;
график загрузки туристского предприятия-поставщика услуг;
информационный листок к туристской путевке, который предоставляется потребителю).
программа обслуживания туристов
Технологическая карта туристского путешествия - технологический документ, определяющий содержание программы и условий обслуживания туристов на конкретном маршруте. (необходимые для работы сведения и данные по туру)
- 1.Современная концепция и подходы к менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Современная концепция и подходы к менеджменту в социально культурном сервисе и туризме
- 2. Средства распространения рекламы в скс и т
- 3.Цели и задачи стандартизации в сфере скс и т
- 4.Правовые аспекты рекламной деятельности в скс и т
- 5. Деятельность менеджера в сфере скс и т (основные задачи, правила деятельности, эффективное формирование менеджера)
- 6.Стратегическое планирование в скс и т
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 7. Природа и характер экономических отношений в сфере туризма
- 8. Бизнес-план как один из основных документов планирования и внедрения инноваций в сфере скс и т.
- 9.Влияние туризма на развитие экономики
- 10. Социально-технологические особенности рекламы в скс и т
- 11. Инновационный менеджмент в сфере скс иТ
- 12. Понятие и основные показатели эффективности рекламы
- 13. Определение целей и формирование маркетинговых стратегий
- 14. Разработка рекламной стратегии фирмы и плана проведения рекламной кампании
- 15. Малый бизнес в скс т: характерные черты, преимущества и проблемы.
- 16. Инновационность и предпринимательство как целевые задачи в скс и т
- 17. Опыт разработки глобальных маркетинговых стратегий транснациональной компании в сфере скс и т
- 18. Методика планирования и проведнения рекламной кампании в скс и т
- 19. Принципы построения организационных структур управления предприятием (организацией)
- 20. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные его черты в скс и т.
- 21. Стратегическое и текущее планирование и управление в скс и т.
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 22. Основные принципы и особенности рекламной деятельности в скс и т
- 23. Организация финансовых отношений в сфере туризма
- 24. Цели, задачи и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц
- 25. Защита прав потребителей как основа стандартов качества в турфирме.
- 26. Научно-технические нововведения в сфере скс и т.
- 27. Анализ тенденций развития концепций маркетинга в сфере
- 28.Консалтинг в инновационной деятельности
- 29. Автоматизированные информационные системы обеспечения управления, их место и роль в инновационном менеджменте предприятий и организаций сферы скс и т.
- 30. Сертификация экскурсий.
- 31. Зарубежный опыт менеджмента ( на примере фирмы скс и т)
- 32.Эффективность рекламной деятельности
- 33. Мировой опыт формирования и функционирования отраслей скс и т.
- 34. Стандарты качества в туризме
- 35. Менеджмент как вид деятельности и системы управления
- 36. Информационное обеспечение инновационной деятельности в скс и т.
- 37.Инновационные стратегии (их формирование, методы выбора, фазы стратегического планирования.
- 38. Проектирование туристических услуг и порядок разработки технологической документации
- 39. Мировой рынок сервиса и туризма : общие направления развития.
- 40. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование инновационной деятельности фирмы скс и т.
- 41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.
- 42 Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
- 43. Организация процесса маркетинговых исследований в скс и т
- 44. Конкурентоспособность туристической фирмыи ключевые факторы ее успеха в отрасли
- 45 Профессиональная этика и мораль Профессиональная этика (профессиональная мораль)
- 46.Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Налог на добавленную стоимость (ндс).
- 2.Земельный налог.
- 47. Производительность труда работников
- 48. Этика сферы бизнеса
- 49. Организационно экономические основы страхования в туризме.
- 50 Механизмы взаимодействия со сми
- 51. Маркетинговые технологии в туризме
- 52 Этика делового общения в организации
- 53. Нравственно-психологические основы конфликтов и пути их преодоления.
- 54. Маркетинговые исследования в сфере обслуживания
- 55 Бизнес-этикет
- 56. Понятие о маркетинговой логистике
- 57 Профессиональная этика музейных работников
- 1. Отношение к делу
- III. Отношение к законам и государственным органам
- IV. Отношение к природе
- 58. Сегментация рынка как средство выбора перспективного целевого рынка. Признаки сегментации.
- 59.Профессиональная этика работников сферы туризма.
- 60.Общая хар-ка информационного обеспечения связей с общественностью