logo search
ГОСЫ%20(1)[1]

44. Конкурентоспособность туристической фирмыи ключевые факторы ее успеха в отрасли

Туристский рынок запускает важнейший механизм рыночной экономики — КОНКУРЕНЦИЮ, определяющий признак рынка, характеризующий ситуацию, при к-рой все участники

рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами) в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям.

На рынке продавцов выигрывает тот, кто предлагает туристский продукт по более низкой цене, чем конкуренты. Товар более высокого качества создает при этом дополнительные преимущества.

Конкурентоспособность турфирмы - способность производителей и продавцов турпродуктов и услуг конкурировать(противостоять) со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные турпродукты и услуги или стремящиеся

проникнуть на рынки. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение клиентов компании используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции,

оказание допродажных и послепродажных услуг, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей.

Конкуренция на туристском рынке – это состязательность, соревнования между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов

(услуг).

Конкурентоспособность фирм на рынке проявляется через конкурентоспособность товаров.

Конкурентоспособность продукта СКСиТ – превосходство над конкурирующими аналогами как по степени удовлетворения потребностей, так и по суммарным затратам потребителя на приобретение и пользование продуктом.

Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают в ней те,

кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.

Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто предлагает более высокую

цену по сравнению с рыночной.

Конкуренция на Р. т. означает проявление альтернативной инициативы со стороны др. туристских предприятий в освоении тех же сегментов рынка. Конкуренция Р. т. возможна при

условии свободы предпринимательства. Она является важнейшим двигателем творчества, новаторства и прогресса, стимулирует развитие туристского рынка. Конкурентами данному туристскому предприятию являются предприятия, производящие:

а) тот же туристский продукт и в тех же условиях; б) тот же туристский продукт, но в др. условиях; в) др. продукцию, способную заменить данный туристский продукт.

Типы конкуренции на туристском рынке: • туристский продукт - туристский продукт аналог;• туристский продукт — туристский продукт заменитель;

• туристский продукт — туристская услуга.

Важнейшим условием вхождения в современный мировой рынок российских турфирм становится их конкурентоспособность. Значение конкуренции для функционирования

рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. Конкурентоспособность

услуг и конкурентоспособность предприятий в целом являются определяющими факторами современного туристского рынка. В современной экономической литературе принято разделять конкуренцию по способам ее ведения на: - ценовую (конкуренцию на основе цены); - неценовую (конкуренцию на основе потребительной ценности) Следует различать и такие виды конкуренции как предметно-видовая конкуренция. К. предохраняет потребителей туристского продукта от противозаконных повышений цен, дает клиентам возможность выбора альтернативного туристского продукта вынуждает предприятия (что бы преуспеть в продаже) иметь наилучшие соотношения в позициях качество - цены, сроки - цены, обслуживание — цены, гарантии — цены.

Различают внутреннюю конкурентоспособность и международную конкурентоспособность, относящиеся соответственно к внутреннему и мировому рынкам.

Для определения состояния на рынке необходимо ответить на вопросы:

Кто ваши конкуренты? В чем их сильные и слабые стороны, какова доля на рынке? Что является основой для конкуренции (ключевые факторы успеха на рынке: ценовая политика,

качество продукта, надежность, качество обслуживания клиентов, стиль поведения, имидж, система продвижения продукции и т.п.)? Чтобы тур. фирма была конкурентоспособной, у нее должны

быть хорошо налажены международные связи, иметь надежных партнеров, как в своей стране, так и по всему миру. Это позволяет соответствовать высоким стандартам обслуживания и

четко организовывать туристские программы и туры. Агентство должно постоянно и достаточно успешно расширять свои партнерские связи, благодаря участию в международных туристских выставках, различных конференциях,

семинарах по проблемам и перспективам развития туризма.Однако всё же главной линией развертывания конкуренции на туристском рынке является соревновательность

туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. Важный компонент туристского рынка – это спрос. Высокая цена туристского продукта ограничивает спрос на него. Уменьшение цены на этот туристский продукт, как правило, обуславливает возрастание спроса.

Ключевым фактором успеха турфирмы являются: способность предприятий к совершенствованию, персонал, его квалификация и обучение; процесс предоставления услуг; окружение.

Для того чтобы фирма достигла доминирующего размера производства конкретного товара (, она должна наиболее полно удовлетворить запросы потребителей, производить лучшую продукцию, сокращать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта, фирма должна постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.

Постоянное совершенствование производственно-сбытовой деятельности выгодно как для потребителей, так и для фирмы, которая может поднять ценл на товар, не опасаясь потери потенциальных покупателей. Фирма, которая первой осваивает новую продукцию и применяет передовую технологию, достигает временной монополии(монополизм — исключительное

право одного предприятия контролировать рынок и диктовать свои цены);, позволяющей поднять цены намного выше производственных издержек и, следовательно, получить сверхприбыль. В последние годы заметно возросла конкуренция на туристском рынке между компаниями, постоянно растет их количество. Поэтому кроме высокого уровня

обслуживания стоит задача – учитывать индивидуальные запросы каждого клиента и каждого партнера по деловому туризмуГостеприимство, доброжелательность - главное условие

для всех служащих,

а не только специалистов по непосредственному обслуживанию потребителей. Маркетинг должен быть неотъемлемой частью философии всей организации, а функции маркетинга

выполняться всеми сотрудниками.

Важным фактором высококачественного обслуживания клиента является окружение - внешний вид здания, оформление офиса, мебель, оборудование, оргтехника. Атмосфера

предложения продукта воспринимается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания) и оказывает влияние на покупательское поведение тремя способами: может

служить носителем информации для потенциальных потребителей; средством привлечения внимания клиентов; может создавать определенное настроение.

Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, а с другой - ценами, устанавливаемыми продавцами. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса.

Вместе с тем обслуживание на высшем уров-не создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы

можно считать компонентами (составляющими)конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы. Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном

рынке.

Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие

на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания

в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования

(патентной чистоты и патентной защиты).