logo search
ГОСЫ%20(1)[1]

42 Развитие конкуренции в инновационной деятельности.

Конкурентные преимущества всегда связаны с осуществлением определенных перемен, которые затрагивают всех членов данной организации. При этом изменения, в той или иной

степени, всегда связаны с инновациями.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это деятельность по созданию (разработке), производственному освоению и распространению (реализации) инноваций. Туризм – как быстро развивающаяся индустрия, охотно принимает нововведения. Туризм оказался одним из секторов экономики, где современные компьютерные технологии начали приносить большую

прибыль. Успешные инноваторы туризма своим опытом доказывают, что сегодня создание нового и внедрение - не просто желательно, но и необходимо в конкурентной борьбе.

Инновация – это по сути комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки,

техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и

использования

новых знаний и новой информации.    Инновации в индустрии туризма больше не рассматриваются как просто желательные. Своевременное реагирование туристских компаний

на новые технологические изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, способность к созданию новых методов работы и совершенствованию результатов деятельности

была признана необходимым условием выживания компаний.

  Инновации, независимо от того, в процессе ли разработки самой продукции или способах и средствах распределения, могут оказывать существенное влияние на увеличение

корпоративного дохода. Если компания не будет соответствовать этим требованиям, она станет неконкурентоспособной.

Конкуренция в области инновационной деятельности – это своего рода инновационный конкурс с непредсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-

технических, социально-экономических и других проблем. Понятие конкурса означает столкновение интересов и приближается посмыслу к конкуренции. В последние годы в

Западной Европе особое внимание уделяется развитию конкуренции как главному фактору ускорения инновационной деятельности.

Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:

конкуренция – главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам

конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка

конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей

конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства

конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики

конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.

Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной организации можно подразделить на две основные группы.

Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности

предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.

Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния организации.

Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности организации (элементы).

С учетом всего вышеизложенного система основных факторов конкурентоспособности предпринимательской организации может быть представлена трехуровневой структурой,

первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности организации, а второй и третий уровни – собственно внешние и внутренние фактор.

Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии – базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской организации.

Она во

многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в

масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).

Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений

инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного

поиска.

В целях обеспечения конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем следует осуществить в различных отраслях

переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических задач

с участием зарубежных разработчиков и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.

Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать в его формировании:

развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР (НИОКР означает «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)

заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией

приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг)

покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность

инвестировать в предпринимательскую деятельность.

Развитие современного научно-технического прогресса в странах с развитой экономикой обусловлено размерами организации и эффективностью их инновационной деятельности.

Зарубежные экономисты отмечают следующее преимущество крупной организации в освоении новой продукции и технологии. В настоящее время ценные изобретения, а также создание опытных образцов на базе этого изобретения требуют колоссальных усилий многочисленных коллективов и крупной материально-технической базы для проведения исследований.

Издержки на освоение инноваций неуклонно растут, и часто первоначальная стоимость инновационного проекта возрастает многократно, поэтому лишь обладающие значительными финансовыми ресурсами организации могут довести разработку крупных инноваций до конца. Концентрация усилий особенно важна, когда несколько идей должны быть соединены в

одно жизнеспособное нововведение или когда освоение новой продукции требует значительных средств для создания прогрессивной технологии, которая делает нововведение

эффективным.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа"

одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.