logo search
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТ

6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции

Необходимым этапом подготовки производства является освоениеновой продукции, представляющей собой совокупность разнообразныхпроцессов и работ, в процессе которых осуществляются проверка иотработка конструкций и технологии до установленных техническихтребований, освоение новых форм организации производства. Во времяосвоения новой продукции достигаются плановые объемы производства,намеченные экономические показатели и технико-экономическиепараметры выпускаемой продукции.

Период освоения новой продукции начинается с изготовленияопытного образца и завершается серийным производством продукции.

Промышленное производство характеризуется большим разнообразием применяемых методов и этапов освоения новых видов продукции(рис. 6.4).

Рис. 6.4. Периоды освоения промышленного производства новойпродукции

Факторами, определяющими время освоения, являются новизна исложность изделия, степень обработки технической документации,уровень оснащения, социально-психологический уровень коллектива и т.д.Задача состоит в том, чтобы учесть влияние этих факторов надлительность периода освоения и обеспечить создание необходимыхусловий по его сокращению.

Наглядное представление о характере изменения расходов на различных этапах создания новой техники дает график изменения затрат настадиях подготовки производства и освоения новой продукции (рис. 6.5).

Рис. 6.5. График изменения затрат на стадиях подготовкипроизводства и освоения новой продукции

При неправильно организованной и спланированной подготовкепроизводства имеет место преждевременное начало освоения (точка С),если подготовка еще полностью не завершена, оснащение и оборудованиене готовы, а конструкторская подготовка выполнена на недостаточновысоком уровне. В результате начальная себестоимость S’ оказываетсявыше S. Кроме того, наблюдаются резкие колебания себестоимости,соответствующие внесению конструкторских изменений. Кривая освоенияхарактеризуется линиейК'ос. Плановая себестоимость в этом случаедостигается не в точке D, а позже. Период освоения растягивается. Онпропорционален отрезку CF.

Существуют две основные формы перехода на выпуск изделий: состановкой и без остановки производства.

Переход предприятий на выпуск нового изделия может выполнятьсяследующими методами: последовательным, параллельным, комплексно-совмещенным и агрегатным.

Последовательным называется такой переход, когдапроизводственное освоение начинается только после снятия спроизводства ранее выпускавшегося изделия.

Параллельный метод перехода предполагает максимальноесовмещение производства вновь осваиваемых изделий с завершающейстадией выпуска старой модели. Он обычно применяется при наличии упредприятий резервных мощностей, создании параллельно действующихучастков, конвейеров.

При последовательном и параллельном методах осваивается выпусквсей новой машины в целом при полной готовности к производству всехузлов.

Комплексно-совмещенный метод характеризуется совмещениемвыполнения отдельных работ по подготовке производства и освоенияновых изделий при комплексном решении конструкторских,технологических и производственных задач. Производственникиучаствуют в производстве изделия, разработчики —в освоении еговыпуска. Этот метод позволяет значительно ускорить процесс создания иосвоения новой продукции за счет сокращения процедуры оформления иутверждения технической документации, исключения лишних работ,выполнения перехода к серийному производству без изготовленияопытных образцов и опытно-промышленных партий.

Агрегатный метод предполагает постепенную замену отдельныхагрегатов в конструкции, выпускаемой старой модели. В течениенекоторого времени выпускается переходное модифицированное изделие,снабженное только отдельными новыми узлами. При завершениизапланированной замены старых агрегатов новыми модель из переходнойпревращается в новое изделие. Освоение делится на несколько этапов,коллектив предприятия.сосредоточивает усилия на сравнительнонебольшом участке работ и переход происходит менее болезненно дляпредприятия.

При выборе метода перехода следует учитывать факторы,характеризующие организационно-технический уровень производства,конструкцию нового изделия и технологию производства.