39. Мировой рынок сервиса и туризма : общие направления развития.
Можно сделать ряд важных выводов относительно потенциала роста мирового рынка туризма. Новые технологии в туризме и сопредельных областях экономики будут способствовать
резкому рывку в развитии сферы путешествий. Недаром XXI век объявлен веком сферы обслуживания. Политическая, социальная и финансовая интеграция многих стран создаст
оптимальные условия для развития и совершенствования гостиничной, транспортной, торговой инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка, а также обеспечения безопасности туристов во время путешествий, охраны и бережного использования в целях туризма окружающей среды не только в развитых, но и в развивающихся странах. Есть основания
утверждать,
что мировой туризм имеет огромный потенциал и, следовательно, можно оценивать перспективы его развития на первые десятилетия XXI века.
Социальные и экономические тенденции в развитых странах позволяют предположить рост спроса как на внутренний, так и на международный туризм.
Увеличение оплачиваемого отпуска, рост личного располагаемого дохода, повышения уровня образования, стремление к познанию другой культуры- важные факторы, влияющие на
развитие мирового туристского рынка.
Туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире. Повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к взаимопониманию.
Однако многое еще предстоит сделать для совершенствования индустрии туризма. Международный туризм является относительно молодой отраслью в мире и практически новой, значительно изменившейся с распадом СССР, в нашей стране. Перед российскими профессионалами туризма и туристами встает много проблем. Предстоит возрождение внутреннего и социального туризма, реставрация старых и открытие не известных пока памятников культуры, истории и природы, расширение материальной и совершенствование
законодательной базы туризма, в т.ч. и в такой сфере взаимоотношений турфирмы и туриста, как защита прав и интересов потребителя в туризме.
В мировом международном туризме ВТО выделяет шесть туристских регионов: Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Южная Азия, Америка, Ближний Восток, Африка.
Мировой рынок туризма характеризуется высокой степенью концентрации в относительно небольших по площади регионах. В начале ХХI в. лидерами мирового туризма стали
Франция, Испания, США, Италия, Китай, Великобритания, Канада, Мексика, Австрия, ФРГ. На долю всего 10 стран — лидеров международного туризма приходится половина мирового туристского потока. Шесть из этих
стран находятся в Центральной и Западной Европе: Франция, Испания, Италия, Великобритания, Австрия, ФРГ.
Европа. Активность европейского туризма объясняется прежде всего территориальной близостью и доступностью туристских ресурсов. Не удивительно, что Европа лидирует и по
объему внутрирегионального туризма. На европейском континенте расположено довольно много относительно небольших по площади государств с устоявшимися традициями
путешествия в
соседние или близлежащие страны с использованием недорогого наземного транспорта (автобус, автомобиль, поезд). Например, 90% всех гостей, посещающих Испанию, прибывает из Европы.
Усилия по обновлению предприятий индустрии гостеприимства, расширению сферы услуг, рекламные кампании, а также простота пересечения межгосударственных границ
способствуют привлечению туристов и активному использованию европейских рекреационных ресурсов.
В середине 90-х годов ХХ в. к традиционным лидерам Европейского региона (Франция, Испания, Италия) приблизились Израиль и Турция, въездной туризм в эти страны стал
развиваться более быстрыми темпами.
В начале ХХI в. динамика европейского туризма замедлилась, и события 11 сентября 2001 г. — не единственная тому причина. Объем европейского въездного туризма сократился в
сентябре — декабре 2001 г. на 6%. Вспышки эпидемии коровьего бешенства и ящура вызвали снижение спроса на поездки в Великобританию, Ирландию и Нидерланды на 5- 6%.
Израильско-палестинский конфликт отрицательно сказался на туриндустрии затронутого конфликтом региона.
Однако сокращение числа путешествующих авиационным транспортом в какой-то мере компенсировалось увеличением числа путешествий по железным дорогам и на автомобильном транспорте. Страны Европы в 2001 г. показали снижение турпотока всего на 0,7%. Ряд стран Восточной Европы упрочил свои позиции, число туристов, посетивших в 2001 г. Болгарию, выросло на 14%, Эстонию - на 9%, Словакию — на 13%. В на стоящее время
позитивная тенденция сохраняется.
Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Это наиболее динамично развивающийся туристский регион, опережающий Европу по темпам роста, которые в 1999 г. составили 7,5%.
В 1999 г. страны этого региона приняли 93,7 млн. туристов.
Здесь также большую роль играет интрарегиональный туризм, на долю которого приходится 70% объема прибытий. Лидером Тихоокеанского региона в 1995 г. был Китай, за которым вплотную следовал Сингапур.
В настоящее время быстро развивается туризм в Индонезии и Малайзии. Становятся популярными относительно новые направления в Камбоджу и Вьетнам.
Китай открыл ворота для въездного туризма в 1978 г. С тех пор его посетили миллионы туристов, которых привлекает древняя история этой страны, разнообразие ее культурного
наследия, красота природы. Китайское правительство проводит активную политику привлечения иностранных туристов, рекламные акции, спонсируемые государством, снимает ограничения на передвижения по стране.
Качество туристских услуг в Китае постоянно улучшается.
В 1995 г. Китай посетили 23 млн. туристов, в 1999 г. число туристских прибытий в Китай составило 27 млн. даже кризисный для мировой туриндустрии 2001 г. оказался для Китая
удачным—прирост составил 6%. Сейчас этот показатель продолжает расти. Во въездном туризме в Китай доминируют Сянган и Тайвань, за ними следует Япония и страны бывшего Советского Союза, замыкают группу
лидеров туристы из США.
Наиболее заметным фактором активного использования туристских ресурсов Юго-Восточной Азии является быстро растущая экономика стран этого региона, где среднегодовые темпы
роста составляют 4—5%. У этого региона хорошее туристическое будущее. За ним внимательно наблюдают авиакомпании, так как удаленность стран этого региона делает авиационный транспорт самым приемлемым.
Южная Азия. В этом регионе наиболее развитыми в туристском от ношении странами являются Индия, Мальдивы и Шри-Ланка. Четыре пятых из числа тех, кто прибывает в этот регион, направляются в Индию. Также увеличивается число туристских прибытий на Мальдивах, располагающих хорошими возможностями пляжного отдыха и подводного плавания.
Важный фактор развития туризма в этом регионе — активная международная торговля.
Америка. На Американском континенте 75% турпотока формируется внутри региона. Лидером являются США, принявшие, например, в 1999 г. 47 млн. туристов. В последние годы
бурно развивается туризм на Кубу и в Мексику. Темпы роста туризма в Южную Америку в 2 раза превысили среднемировые показатели. Этот поток формируется в основном из американских и канадских туристов.
События 11 сентября сказались прежде всего на туристской индустрии Американского континента, где турпоток в течение 2001 г. сократился на 24% по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, по мнению экспертов ВТО, кризисные тенденции отмечались здесь задолго до 11 сентября. Свою роль в этом сыграла, в частности, неблагоприятная экономическая ситуация в южноамериканских государствах, в результате чего число гостей в Бразилии по итогам года снизилось на 8%, в Аргентине — на 9%, в Уругвае — на 4%.
Ближний Восток. В 1995 г. туризм в этот регион продемонстрировал наибольший прирост, в основном благодаря увеличению туризма в Египет, который добился увеличения
поступлений за один год на 95% и роста прибытий на 27%. В 1999 г. в Египте наблюдался еще больший прирост по прибытиям: 39,7% по сравнению с 1998 г.
Другими популярными направлениями стали Иордания, Бахрейн и Ливан. Факторами роста, по сведениям ВТО, здесь стали меры по улучшению безопасности и политической
стабильности,
а также повышенный интерес к культурно-историческим памятникам этих стран. Иордания оказалась единственной страной данного региона, закончившей 2001 г. с 4%ным приростом.
В целом динамика роста туристских прибытий в страны Ближнего Востока в 1999 г. составила 17,5%, однако в I квартале 2001 г. после террористического акта 11 сентября было зафиксировано обвальное снижение объема туризма в страны этого региона на 30%. Сейчас положение выправилось.
Африка. Этот континент обладает большим туристским потенциалом, но характеризуется слабыми инвестициями в индустрию гостеприимства. Политическая нестабильность и
проблемы инфекционных заболеваний оказывают отрицательное воздействие на имидж этого континента. Хорошие показатели для рекреационного и делового туризма демонстрирует ЮАР.
В Северной Африке стремительно растет туризм в Тунис и Марокко, где с января по август 2001 г. число прибытий возросло на 10 и 8% соответственно. В целом в 2001 г. рост числа
прибытий в страны Африки составил 3% по сравнению с предыдущим годом. В настоящее время Интерес к этому континенту со стороны туристов стал возрастать.
- 1.Современная концепция и подходы к менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Современная концепция и подходы к менеджменту в социально культурном сервисе и туризме
- 2. Средства распространения рекламы в скс и т
- 3.Цели и задачи стандартизации в сфере скс и т
- 4.Правовые аспекты рекламной деятельности в скс и т
- 5. Деятельность менеджера в сфере скс и т (основные задачи, правила деятельности, эффективное формирование менеджера)
- 6.Стратегическое планирование в скс и т
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 7. Природа и характер экономических отношений в сфере туризма
- 8. Бизнес-план как один из основных документов планирования и внедрения инноваций в сфере скс и т.
- 9.Влияние туризма на развитие экономики
- 10. Социально-технологические особенности рекламы в скс и т
- 11. Инновационный менеджмент в сфере скс иТ
- 12. Понятие и основные показатели эффективности рекламы
- 13. Определение целей и формирование маркетинговых стратегий
- 14. Разработка рекламной стратегии фирмы и плана проведения рекламной кампании
- 15. Малый бизнес в скс т: характерные черты, преимущества и проблемы.
- 16. Инновационность и предпринимательство как целевые задачи в скс и т
- 17. Опыт разработки глобальных маркетинговых стратегий транснациональной компании в сфере скс и т
- 18. Методика планирования и проведнения рекламной кампании в скс и т
- 19. Принципы построения организационных структур управления предприятием (организацией)
- 20. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные его черты в скс и т.
- 21. Стратегическое и текущее планирование и управление в скс и т.
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 22. Основные принципы и особенности рекламной деятельности в скс и т
- 23. Организация финансовых отношений в сфере туризма
- 24. Цели, задачи и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц
- 25. Защита прав потребителей как основа стандартов качества в турфирме.
- 26. Научно-технические нововведения в сфере скс и т.
- 27. Анализ тенденций развития концепций маркетинга в сфере
- 28.Консалтинг в инновационной деятельности
- 29. Автоматизированные информационные системы обеспечения управления, их место и роль в инновационном менеджменте предприятий и организаций сферы скс и т.
- 30. Сертификация экскурсий.
- 31. Зарубежный опыт менеджмента ( на примере фирмы скс и т)
- 32.Эффективность рекламной деятельности
- 33. Мировой опыт формирования и функционирования отраслей скс и т.
- 34. Стандарты качества в туризме
- 35. Менеджмент как вид деятельности и системы управления
- 36. Информационное обеспечение инновационной деятельности в скс и т.
- 37.Инновационные стратегии (их формирование, методы выбора, фазы стратегического планирования.
- 38. Проектирование туристических услуг и порядок разработки технологической документации
- 39. Мировой рынок сервиса и туризма : общие направления развития.
- 40. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование инновационной деятельности фирмы скс и т.
- 41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.
- 42 Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
- 43. Организация процесса маркетинговых исследований в скс и т
- 44. Конкурентоспособность туристической фирмыи ключевые факторы ее успеха в отрасли
- 45 Профессиональная этика и мораль Профессиональная этика (профессиональная мораль)
- 46.Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Налог на добавленную стоимость (ндс).
- 2.Земельный налог.
- 47. Производительность труда работников
- 48. Этика сферы бизнеса
- 49. Организационно экономические основы страхования в туризме.
- 50 Механизмы взаимодействия со сми
- 51. Маркетинговые технологии в туризме
- 52 Этика делового общения в организации
- 53. Нравственно-психологические основы конфликтов и пути их преодоления.
- 54. Маркетинговые исследования в сфере обслуживания
- 55 Бизнес-этикет
- 56. Понятие о маркетинговой логистике
- 57 Профессиональная этика музейных работников
- 1. Отношение к делу
- III. Отношение к законам и государственным органам
- IV. Отношение к природе
- 58. Сегментация рынка как средство выбора перспективного целевого рынка. Признаки сегментации.
- 59.Профессиональная этика работников сферы туризма.
- 60.Общая хар-ка информационного обеспечения связей с общественностью