4.10.Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности
Инновации как конечный результат творческого труда, получивший реализацию в новой продукции или технологии, т.е.как творения человеческого разума, его интеллекта, являются объектами интеллектуальной собственности.
Существенным шагом в развитии правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности в нашей стране является разработка 4-ой части ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают:
• исключительное право, являющееся имущественным правом;
• личные неимущественные права;
• иные права (право следования, право доступа и др.).
Важно отметить, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Другими словами, переход права собственности на инновационный продукт не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на инновацию, т.е. результат интеллектуальной деятельности, воплощенный в этом продукте.
Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежат соавторам совместно. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Авторство и имя автора охраняются бессрочно.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может принадлежать одному липу или нескольким лицам совместно. Доходы от совместного использования инновации как результата интеллектуальной деятельности распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.
При управлении инновационными процессами необходимо исходить из того, что интеллектуальная собственность, объектами которой могут выступать результаты инновационной деятельности, может быть разделена на несколько основных составляющих (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности
Характеристика объектов промышленной собственности:
Изобретение. Объект защиты: устройство, способ, вещество, штамм, культуры клеток растений и животных, применение перечисленных объектов по новому назначению. Условия конкурентоспособности: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. Правовая охрана: патент-документ, удостоверяющий авторство изобретения и предоставляющего его владельцу исключительное право на использование изобретения в течении 20 лет с даты приоритета.
Полезная модель – новое, промышленно применимое техническое решение, по своим внешним признакам напоминающее изобретение, но являющееся менее значимым с точки зрения уровня техники. Объект защиты: только устройство. Условия патентоспособности: новизна и промышленная применимость.
Промышленный образец – новое и пригодное к осуществлению промышленным способом художественно-графическое решение, определяющее внешний вид изделия. Условия патентоспособности: новизна, оригинальность и промышленная применимость.
Товарный знак. Объект защиты: логотип.
Можно отметить, что в настоящее время в целом отмечается тенденция увеличения сроков действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (табл.), что призвано оказывать стимулирующее действие на творческую деятельность.
Таблица
Изменение сроков действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности
Объект интеллектуальной собственности | Согласно ранее существовавшему законодательству | Согласно проекту части четвертой ГК РФ | ||
Срок действия исключительных прав | Возможный срок продления | Срок действия исключительных прав | Возможный срокпродления | |
Изобретение | 20 лет | - | 20 лет | - |
Полезная модель | 5 лет | Максимум 3 года | 10 лет | Максимум 3 года |
Промышленный образец | 10 лет | Максимум 5 лет | 15 лет | Максимум 10 лет |
Произведение | В течение жизни автора и 50 лет после смерти | - | В течение жизни автора и 70 лет после смерти | - |
Одной из основных форм предоставления права на использование инноваций другим хозяйствующим субъектам, коммерческой реализации инноваций является лицензирование.
Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения (лицензии) – юридического документа, на основе которого одно физическое или юр.лицо (лицензиар), обладающее исключительным правом на объект интеллектуальной собственности (патент на изобретение, промышленный образец, полезная модель или свидетельство на товарный знак и др.), передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях право на использование охраняемого объекта интеллектуальной собственности.
Охарактеризуем кратко основные типы лицензионных соглашений.
Неисключительная (простая) лицензия даст лицензиату право использовать объект интеллектуальной собственности в пределах, ограниченных договором (например, на оговоренной территории в оговоренные сроки); при этом лицензиар сохраняет за собой право использовать объект договора и право предоставлять лицензии другим лицам.
При исключительной лицензии лицензиат получает исключительное (монопольное) право использовать объект договора в пределах, оговоренных договором (например, на оговоренной территории в оговоренные сроки). Другими словами, лицензиар (собственник) не только не имеет право выдать еще лицензию, но и сам не может использовать то, на что выдана исключительная лицензия. Однако собственник (лицензиар) сохраняет право на использование предмета договора в части, не передаваемой лицензиату (например, на территории, не охватываемый договором, или вне срока договора).
Сублицензия – это лицензия, выдаваемая лицензиатом. Лицензионное соглашение может давать разрешение лицензиату позволять другим пользоваться этими де правилами без обращения к первоначальному собственнику. Сублицензиат находится даже в более слабом положении, чем лицензиат, когда необходимо отстаивать свои права, так как он отдален от собственника на 2 или более стадии.
Для преодоления разного рода препятствий со стороны обладателей объектов интеллектуальной собственности, приводящих к неиспользованию или недостаточному использованию этих объектов, в ГК РФ предусмотрена возможность предоставления по решению суда принудительной лицензии.
Так, немаловажное значение для стимулирования и ускорения инновационных процессов имеет и возможность получения так называемой перекрестной лицензии.
Основными формами лицензионных платежей являются роялти, паушальный платеж и гонорар. Роялти – это периодическое отчисление от дохода покупателя в течении периода действия лицензионного соглашения, сумма которых определяется в зависимости от эк.результатов использования предмета лицензии (процент от полученной лицензиатом прибыли или объема продаж инновационной продукции и т.п.). Паушальный платеж – единовременный (аккордный) платеж, т.е. единовременная выплата твердой, заранее рассчитанной суммы, а гонорар – денежное вознаграждение за услуги, оказываемые лицензиаром, которая назначается в виде определенной суммы. Разные формы платежей обычно сочетаются, например, единовременная выплата определенной суммы после заключения лицензионного соглашения дополняется последующими выплатами роялти.
- 1. «Основы менеджмента»
- 1.Сущность и категории менеджмента.
- 2.История управленческой мысли.
- 3.Модели менеджмента.
- 4.Организация как объект управления.
- 5.Планирование как функция менеджмента.
- 6.Организация как функция менеджмента
- 7.Координация как функция менеджмента
- 8.Мотивация как функция менеджмента.
- 9.Контроль как функция менеджмента.
- 10.Организационная структура управления предприятием.
- 11.Лидерство и власть в управлении организацией.
- 12.Групповая динамика в системе менеджмента.
- 13.Управление конфликтами и стрессами в организации.
- 14.Этика и психология менеджмента.
- 2. «Теория организации»
- 1.Организация как система.
- 2.Основополагающие законы организации и варианты их реализации.
- 3.Законы организации второго уровня и их практическое использование.
- 4.Специфические законы социальной организации.
- 5.Самоорганизация и самоуправление.
- 3. «Стратегический менеджмент»
- 4. «Инновационный менеджмент»
- 4.1. Инновация: понятие, свойства и классификация
- 4.2.Инновационный процесс: сущность, модель и субъекты
- 4.3.Инновационный менеджмент: сущность, функции, методы и его система
- 4.4.Источники инновационных идей и методы их исследования
- 4.5.Жизненный цикл инновациии
- 4.6. Инновационный потенциал организации и его оценка
- 1.Продуктовый блок (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсов и функций – ниокр, производства, реализации, сервиса)
- 2. Функциональный блок (компоненты функционального блока – стадии жизненного цикла изделий)
- 3. Ресурсный блок
- 4. Организационный блок
- 5. Управленческий блок
- 4.7. Управление инновационными проектами
- 4.8. Специализированные инновационные организации
- 2. Венчурные фирмы
- 3. Фирмы «спин-офф»
- 4. Инжиниринговые фирмы
- 5. Бизнес-инкубаторы
- 6. Технопарк
- 8.Научно-финансово промышленные группы (нфпг)
- 4.9. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 4.10.Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности
- 5. «Инвестиционный менеджмент»
- 2.Понятие и содержание инвестиционного менеджмента.
- 5. Функции и механизм им
- 6. Система организационного обеспечения им
- 3.Управление реальными (капиталообразующими) инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций предприятия
- 2. Политика управления реальными инвестициями предприятия
- 3. Понятие инвестиционного проекта
- 4. Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке
- 5. Инвестиционная программа
- 6. Основные критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
- 7. Жизненный цикл инвестиционного проекта
- 8. Разработка календарного плана реализации инвестиционного проекта
- 9. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта
- 10. Обоснование форм выхода проекта из инвестиционной деятельности
- 11. Понятие субъектов инвестиционной деятельности
- 12. Виды субъектов инвестиционной деятельности
- 13. Инвесторы: понятие, их права и обязанности
- 14. Заказчики: понятие, их права и обязанности и выполняемые функции
- 15. Подрядчики: понятие, их права и обязанности
- 16. Понятие договора подряда, его виды
- 17. Нормы Гражданского кодекса рф, посвященные особенности заключения договора подряда
- 18. Пользователи объектов капитальных вложений
- 4.Принципы и показатели экономической эффективности инвестиционных проектов.
- 1. Основополагающие принципы оценки эффективности долгосрочных инвестиций
- 2. Классификация показателей оценки экономической эффективности
- 3. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки чистой текущей стоимости (npv)
- 5. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей учетной нормы рентабельности (arr)
- 6. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей срока внутренней нормы рентабельности (I rr)
- 5.Управление финансовыми инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы финансовых инвестиций предприятия
- 2. Инвестиционные качества финансовых инструментов
- 3. Риск и доходность ценных бумаг
- 4. Рейтинговая оценка ценных бумаг
- 5. Политика управления финансовыми инвестициями
- 6. Понятие портфеля финансовых инвестиций и классификация его видов
- 7. Портфель роста
- 8. Портфель дохода
- 9. Портфель роста и дохода
- 10. Доходность инвестиционного портфеля
- 11. Оценка риска инвестиционного портфеля
- 12. Модели формирования инвестиционного портфеля
- 13. Современная портфельная теория г. Марковица
- 14. Теорема об эффективном множестве г. Марковица
- 15. Этапы формирования портфеля финансовых инвестиций
- 16. Оперативное управление реструктуризацией портфеля финансовых инвестиций
- 17. Активное и пассивное управление инвестиционным портфелем
- 6. «Финансовый менеджмент»
- 1.Понятие и содержание финансового менеджмента.
- 2.Финансовая диагностика организации в системе финансового менеджмента.
- 3.Управление внеоборотными активами организации.
- 4.Управление оборотными активами организации.
- 5.Управление собственным капиталом организации.
- 6.Управление заемным капиталом организации.
- 1.По цели привлечения:
- 2.По источнику привлечения:
- 3.По периоду привлечения:
- 4.По форме привлечения:
- 7.Управление финансовыми рисками предприятия.
- 4.Диверсификация:
- 5.Распределение рисков:
- 6.Самострахование:
- 7.Прочие.
- 8.Финансовое планирование в системе финансового менеджмента.
- «Маркетинг»
- 1.Маркетинг как концепция управления предприятием.
- 2. Сегментация рынка.
- 3. Товар в системе маркетинга.
- 4. Сбыт в системе маркетинга.
- 6. Цена в системе маркетинга.
- 7. Процесс маркетинговых исследований.
- 8. Исследование и прогнозирование рынка.
- 9. Исследование и моделирование поведения потребителей.
- 10. Исследование конкурентов.
- 11. Исследование рыночных возможностей компании.
- 12. Управление маркетингом.
- 8. «Производственный менеджмент»
- 9. «Управление персоналом»
- 1. Управление персоналом в системе менеджмента организации.
- 2. Кадровая политика организации
- 3. Особенности управлений персоналом на основных стадиях развития организации
- 4. Методы формирования кадрового состава
- 5. Методы поддержания работоспособности персонала
- 6. Организационно-кадровый аудит
- 7. Технологии управления человеческими ресурсами организации
- 8. Конфликтологические основы кадрового менеджмента
- 9. Высвобождение персонала
- 10. Оценка эффективности управления персоналом
- «Управленческие решения»
- 1. Сущность и квалификация управленческих решений
- Вопрос 2. Разработка и реализации управленческих решений
- 3. Разработка управленческого решения в условиях неопределенности и риска
- 4. Контроль реализации управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Методы прогнозирования управленческих решений.
- «Управление рисками»
- 1. Понятие и классификация рисков.
- 2. Процесс управления рисками.
- 3. Способы выявления рисков.
- 4. Методы оценки риска.
- 5. Методы снижения рисков.
- «Антикризисное управление»
- 1.Сущность, причины и разновидности кризисов в организации.
- 2.Сущность и содержание антикризисного управления организацией.
- 3.Характеристика арбитражного управления организацией.
- 4.Финансовая стабилизация организации в рамках антикризисного управления.
- 5.Понятие и направления реструктуризации организации.
- «Логистика»
- 1. Логистика в системе управления предприятием
- 2. Закупочная логистика: сущность, механизм реализации
- 3. Логистика запасов: сущность, механизм реализации
- 4. Складская логистика: сущность, механизм реализации
- 5. Производственная логистика: сущность, механизм реализации
- 6. Транспортная логистика: сущность, механизм реализации
- 7. Сбытовая логистика: сущность, механизм реализации
- 15. «Управление качеством»
- 1.Понятие качества и его составляющие.
- 2.Методы управления качеством в организации.
- 3.Сертификация систем управления качеством в организации.
- 4.Содержание и оценка затрат на качество.
- 5.Развитие теории и практики управления качеством.
- 1. 1900-1920 Гг. – отбраковка дефектной продукции
- 3. 1950-1980 Гг. – tqc (тотальный контроль качества);
- 2.Основание, порядок реорганизации субъектов хозяйственного права.
- 3.Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 4.Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
- 5.Правовое регулирование рассмотрения споров при осуществлении предпринимательской деятельности.