1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
В этой группе методов выделяют четыре основных научных подхода:
диалектический подход позволяет проникнуть в суть явлений и факторов, относящихся к процессу управления производством, вскрыть сущность отношений управления;
конкретно-исторический подход требует изучать отношения управления как процессы, находящиеся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов;
комплексный подход включает рассмотрение явлений в их взаимосвязи, использование методов не только данной, но и многих других наук;
системно-структурный подход позволяет рассматривать управляющую и управляемую системы как целостный комплекс взаимосвязанных элементов, объединяемых общей целью, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи.
2 группа методов. Количественное и качественное структурное описание объектов исследования.Эта группа методов объединяет методы моделирования систем. Они обеспечивают построение модели субъекта или объекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.
Применяются различные виды моделей:
вербальные, или описывающие объект словами литературного языка;
физические, дающие физико-механическую характеристику объекта исследования, представляют увеличенную или уменьшенную копию объекта или системы;
графические и графо-аналитические модели, представляющие характерные особенности объекта в виде графических зависимостей;
математические позволяют описывать свойства объекта или системы с помощью математических символов. Прикладными экономико-математическими методами являются методы линейного, целочисленного, динамического и стохастического программирования, корреляционного анализа, факторного анализа, регрессионного анализа, теории графов, теории массового обслуживания, теории очередей, теории игр и т.д.
Построение модели является процессом, который включает следующие основные этапы:
постановка задачи;
построение модели;
проверка модели на достоверность
применение модели;
обновление модели.
3 группа методов. Научный эксперимент (опытные исследования) предусматривает использование приемов прямого наблюдения за их ходом, сбором соответствующих данных с систематизацией и обработкой их математическими методами. В условиях социально-экономического эксперимента требуется тщательная и корректная подготовка данных. Эксперименты бывают двух видов: лабораторные (или искусственные) и естественные.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1