1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
Понятие «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление». Однако последний намного шире, поскольку применяется к самым разным видам человеческой деятельности.
В самом общем виде управление – это процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. Управление присуще человеческому обществу на любой ступени его развития, оно имеет всеобщий характер и вытекает из природы общества, коллективного характера труда членов общества, из необходимости для них общаться в процессе труда и жизни, обмениваться продуктами своей материальной и духовной деятельности.
Процесс управления нельзя рассматривать как внеисторический и оторванный от самой сферы управления. Основное содержание управления может быть понято только с учётом сферы его осуществления.
Характеризуя окружающий мир, можно выделить три основных компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупнённую классификацию видов управления:
- управление в неживой природе (в технических системах);
- управление в биологических организациях (в биологических системах);
- управление в обществе (в социальных системах).
Управление техническими системами изучается преимущественно техническими науками. Процесс управления в биологических системах изучается естественными науками. Управление людьми – наиболее сложная область. Она является преимущественно предметом изучения социальных (общественных) наук.
Соответственно основным сферам жизни общества – духовно-идеологической, социально-политической и экономической выделяют три вида управления в социальных системах:
- общественное управление;
- государственное управление;
- экономическое управление.
Экономическое управление включает процессы управления экономикой в целом, отраслями, регионами, организациями и управление социально-экономической системой каждого уровня.
Термин «менеджмент» относится к управлению социально-экономическим процессами на уровне организации. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент означает вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
Менеджмент – это наука, позволяющая осуществлять вышеназванную деятельность. Кроме того, менеджмент можно рассматривать как синтез науки, практики и искусства.
Объектом менеджмента является организация. Организация – это общее название самых различных учреждений, которые функционируют в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода.
Организация – это совокупность людей (не менее двух человек) и средств их деятельности, вступивших в определённые отношения, характеризующиеся соответствующим разделением труда для достижения общей цели. Организации бывают формальные и неформальные. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях. Далее термин «организация» будем использовать применительно к формальным организациям.
Общие черты организаций:
1. Наличие общей для всех членов группы цели – желаемого конечного состояния или результата. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.
2. Преобразование ресурсов. Цели всех организаций включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Организации используют разнообразные виды ресурсов: технические, технологические, кадровые, информационные, финансовые.
3. Горизонтальное разделение труда является важнейшей чертой организации, представляет разделение труда на компоненты и специализации работников, на выполнение разных этапов процесса производства и управления.
4. Вертикальное разделение труда. Так как работа в организации разделяется на составные части, то для достижения успеха необходимо её координировать. Работу по координации выполняет руководитель (на этой основе образуются иерархические уровни). Деятельность по согласованию работы других людей составляет сущность управления.
5. Зависимость от внешней среды. Любая организация зависит от вне- шней среды как в части получения ресурсов, так и в части отношения потребителей, которые используют результаты её деятельности. Понятие «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурентов, общественное мнение, технику и технологию и другие составляющие.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1