logo
менеджмент уч пособие

8.4. Методы мотивации

На сегодняшний день известны четыре основных метода мотивации:

1 – экономический;

2 – целевой;

3 – проектирование и перепроектирование работ, обогащение содержания труда;

4 – соучастие (партисипативный) или привлечение работников к управлению.

Экономический метод. Разновидности экономического метода стимулирования труда приведены в таблице 8.4.1.

При использовании денежного вознаграждения для мотивации персонала необходимо соблюдение ряда принципов:

1. Коммуникация, сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих принципов системы.

2. Опора на обоснованную систему оценки работ.

3. Хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии измерения и оценки.

4. «Разумные» нормативы.

5. Поощрение чётко увязано с результативностью.

6. Измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей.

7. Простота.

8. Упор на качество.

9. Увязка вознаграждений и результативности во времени.

10. Создание в большей степени атмосферы сотрудничества, нежели конкуренции.

11. Вознаграждение за стимулирование, а не приемлемые уровни результативности.

12. Действенная и экономичная стратегия вовлечения работников в выявление идей в области повышения производительности.

13. Контроль за нормативами.

14. Наличие механизма для пересмотра нормативов.

15. Гарантированные часовые ставки или уровень заработной платы.

16. Стимулирование вспомогательных рабочих.

17. Гарантия работы.

18. Прогнозы объёма работ.

Ценности вознаграждения

Способности и характер

работника

Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое

Усилия

Результаты

(выполненная работа)

Внутреннее вознаграждение

Удовлетворение

Оценка вероятности связи усилия → вознаграждение

Оценка

работником своей роли в процессе труда

Внешнее

вознаграждение

Рис. 26. Модель Портера-Лоулера

Таблица 8.4.1