3. 4. Понятие и классификация функций управления
Процесс управления можно рассматривать как серию непрерывных, взаимосвязанных функций управления.
Под функцией управления понимается совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью.
Функции управления представляют собой специфические виды работ, обеспечивающие рациональную форму разделения труда работников сферы управления.
В отечественной теории управления различают основные и конкретные функции управления.
Основные (общие) функции управления– такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления.
К основным функциям относятся:
Целепологание как вид деятельности связано с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения (планирование).
Организация – обеспечение достижения цели.
Регулирование – такой вид деятельности, который направлен на предотвращение или исправление сбоев в процессе развития по отношению к цели.
Активизация – деятельность по стимулированию достижения цели в процессе развития.
Контроль – деятельность по соотнесению состояния объекта с целью воздействия.
Все основные функции управления должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления любой социально-экономической системы. С этой целью они должны содержаться в каждом положении в подразделении. Отсутствие такого подхода может привести к недоразумениям, столкновениям интересов. Важнейшая задача управления – обеспечение соподчиненности функций и целей.
Конкретные функции управления – функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления.
Примерный перечень конкретных функций управления машиностроительного предприятия:
1. Конструкторская подготовка производства.
2. Технологическая подготовка производства.
3. Управление основным производством (диспетчеризация).
4. Управление ремонтом и накладкой.
5. Управление энергохозяйством.
6. Управление качеством продукции.
7. Управление трудом и заработной платой.
8. Управление кадрами.
9. Подготовка кадров.
10. Управление материально-техническим снабжением.
11. Управление сбытом продукции.
12. Управление финансами и кредитом.
13. Управление капитальным строительством.
14. Организация и совершенствование управления.
15. Планирование производства.
16. Управление автоматизацией и механизацией.
17. Управление трудовой и технической безопасностью.
18. Автоматизированная система управления.
19. Управление социальным развитием коллектива.
20. Управление бухгалтерским учетом.
21. Управление изобретательством и рационализацией.
22. Управление общим делопроизводством.
Перечень конкретных функций зависит от специфики отрасли и предприятия. Именно они являются основой создания подразделений и служб на предприятии.
Согласно процессному подходу в управлении управленческий цикл включает четыре основных функции:
1) планирование, т.е. постановка цели развития объекта и разработка программы ее достижения;
2) организация, то есть обеспечение достижения этой цели;
3) мотивация, то есть стимулирование персонала на достижение цели;
4) контроль, т.е. проверка и сопоставление состояния системы относительно заданных целей.
Чтобы связать эти функции в единый процесс, необходимы такие связующие элементы как:
- коммуникации;
- решения.
Кроме того, связующие элементы входят (сопоставляющими) в каждую основную функцию.
Тесты
Этапы процесса управления определяются:
а) временными параметрами;
б) содержанием управленческой деятельности;
в) методами управления;
г) характером организационных связей.
Процесс управления - это:
а) вероятностная характеристика системы;
б) статическая характеристика системы;
в) динамическая характеристика системы;
г) организационная характеристика системы.
Выяснение основного противоречия в текущем состоянии системы – это суть этапа:
а) цели;
б) ситуации;
в) проблемы;
г) решения.
Основой технологии выполнения управленческих работ служит:
а) операция;
б) процедура;
в) стадия;
г) цикл.
Любое действие, представляющее однородную, неделимую, логическую часть процесса управления – это:
а) стадия;
б) этап;
в) цикл;
г) операция.
Свойство дискретности процесса управления – это:
а) изменчивость;
б) неравномерность;
в) непрерывность;
г) повторяемость.
Какой тип процесса управления исходит из полной ясности цели, но невозможности правильно оценить ситуацию:
а) корректируемый;
б) поисковый;
в) ситуационный;
г) разветвлённый.
Цели управления – это:
а) необходимое, планируемое и возможное состояние системы;
б) необходимое, определимое и желательное состояние системы;
в) желательное, возможное и прогнозируемое состояние системы;
г) необходимое, возможное и желательное состояние системы.
Основные функции отражают:
а) специфику сфер деятельности;
б) содержание процесса управления;
в) специфику объекта управления;
г) специфику конкретных видов управленческой деятельности.
Стимулирование персонала на достижение целей организации – это:
а) функция контроля;
б) функция планирования;
в) функция организации;
г) функция мотивации.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1