logo
менеджмент уч пособие

3. 4. Понятие и классификация функций управления

Процесс управления можно рассматривать как серию непрерывных, взаимосвязанных функций управления.

Под функцией управления понимается совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью.

Функции управления представляют собой специфические виды работ, обеспечивающие рациональную форму разделения труда работников сферы управления.

В отечественной теории управления различают основные и конкретные функции управления.

Основные (общие) функции управления– такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления.

К основным функциям относятся:

  1. Целепологание как вид деятельности связано с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения (планирование).

  2. Организация – обеспечение достижения цели.

  3. Регулирование – такой вид деятельности, который направлен на предотвращение или исправление сбоев в процессе развития по отношению к цели.

  4. Активизация – деятельность по стимулированию достижения цели в процессе развития.

  5. Контроль – деятельность по соотнесению состояния объекта с целью воздействия.

Все основные функции управления должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления любой социально-экономической системы. С этой целью они должны содержаться в каждом положении в подразделении. Отсутствие такого подхода может привести к недоразумениям, столкновениям интересов. Важнейшая задача управления – обеспечение соподчиненности функций и целей.

Конкретные функции управления – функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления.

Примерный перечень конкретных функций управления машиностроительного предприятия:

1. Конструкторская подготовка производства.

2. Технологическая подготовка производства.

3. Управление основным производством (диспетчеризация).

4. Управление ремонтом и накладкой.

5. Управление энергохозяйством.

6. Управление качеством продукции.

7. Управление трудом и заработной платой.

8. Управление кадрами.

9. Подготовка кадров.

10. Управление материально-техническим снабжением.

11. Управление сбытом продукции.

12. Управление финансами и кредитом.

13. Управление капитальным строительством.

14. Организация и совершенствование управления.

15. Планирование производства.

16. Управление автоматизацией и механизацией.

17. Управление трудовой и технической безопасностью.

18. Автоматизированная система управления.

19. Управление социальным развитием коллектива.

20. Управление бухгалтерским учетом.

21. Управление изобретательством и рационализацией.

22. Управление общим делопроизводством.

Перечень конкретных функций зависит от специфики отрасли и предприятия. Именно они являются основой создания подразделений и служб на предприятии.

Согласно процессному подходу в управлении управленческий цикл включает четыре основных функции:

1) планирование, т.е. постановка цели развития объекта и разработка программы ее достижения;

2) организация, то есть обеспечение достижения этой цели;

3) мотивация, то есть стимулирование персонала на достижение цели;

4) контроль, т.е. проверка и сопоставление состояния системы относительно заданных целей.

Чтобы связать эти функции в единый процесс, необходимы такие связующие элементы как:

- коммуникации;

- решения.

Кроме того, связующие элементы входят (сопоставляющими) в каждую основную функцию.

Тесты

  1. Этапы процесса управления определяются:

а) временными параметрами;

б) содержанием управленческой деятельности;

в) методами управления;

г) характером организационных связей.

  1. Процесс управления - это:

а) вероятностная характеристика системы;

б) статическая характеристика системы;

в) динамическая характеристика системы;

г) организационная характеристика системы.

  1. Выяснение основного противоречия в текущем состоянии системы – это суть этапа:

а) цели;

б) ситуации;

в) проблемы;

г) решения.

  1. Основой технологии выполнения управленческих работ служит:

а) операция;

б) процедура;

в) стадия;

г) цикл.

  1. Любое действие, представляющее однородную, неделимую, логическую часть процесса управления – это:

а) стадия;

б) этап;

в) цикл;

г) операция.

  1. Свойство дискретности процесса управления – это:

а) изменчивость;

б) неравномерность;

в) непрерывность;

г) повторяемость.

  1. Какой тип процесса управления исходит из полной ясности цели, но невозможности правильно оценить ситуацию:

а) корректируемый;

б) поисковый;

в) ситуационный;

г) разветвлённый.

  1. Цели управления – это:

а) необходимое, планируемое и возможное состояние системы;

б) необходимое, определимое и желательное состояние системы;

в) желательное, возможное и прогнозируемое состояние системы;

г) необходимое, возможное и желательное состояние системы.

  1. Основные функции отражают:

а) специфику сфер деятельности;

б) содержание процесса управления;

в) специфику объекта управления;

г) специфику конкретных видов управленческой деятельности.

  1. Стимулирование персонала на достижение целей организации – это:

а) функция контроля;

б) функция планирования;

в) функция организации;

г) функция мотивации.