logo
менеджмент уч пособие

Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда

Потребность

Форма проявления

(характер поведения человека)

Способы

удовлетворения

1

2

3

1. Потребность

во власти

Энергичность, откровенность, отсутствие боязни конфронтации, стремление отстаивать первоначальные позиции, хорошие ораторские способности, требование повышенного внимания со стороны других

Дать возможность управлять людьми

1

2

3

2. Потребность

успеха

Желание взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, готовность лишь к умеренному риску, стремление к конкретному поощрению достигнутых результатов

Не просто провозглашение успеха человека, это лишь подтвердит его статус, а постановка перед ним задач умеренной сложности и риска, делегирование достаточных полномочий для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярные и конкретные поощрения в соответствии с достигнутыми результатами

3. Потребность в причастности

Аналогично социальной потребности по А. Маслоу

Аналогично социальной потребности по А. Маслоу

Герцберг, изучая вопрос удовлетворения от работы, не соглашается с общепринятым утверждением о том, что существует непрерывный и бесконечный процесс перехода от неудовлетворённости к удовлетворению. Он утверждает, что существуют две отдельные шкалы и две разные группы факторов, которые определяют, какие чувства испытывает человек к работе.

Одна группа факторов определяет то, насколько человек неудовлетворён. Изменяя эти факторы, можно изменить положение состояния человека в шкале, которая идёт от неудовлетворённости к нейтральному состоянию. Но никакие улучшения этих факторов не могут переместить состояние человека к другой шкале, которая идёт от нейтрального состояния к удовлетворению. Это уже совершенно другая шкала и там действуют совсем иные факторы.

Факторы, которые определяют неудовлетворённость, называются «факторы неудовлетворённости», иногда «гигиенические факторы» или «факторы поддержки». Согласно Герцбергу, «гигиенические факторы» играют несущественную роль в мотивации людей. Чтобы мотивировать человека, необходимо присутствие второй группы факторов – «факторов мотивации». Эти факторы определяют степень удовлетворения людей или, если Вам больше нравится, положение состояния человека (по шкале), переходящего от нейтрального состояния к удовлетворению. Именно эти факторы, согласно Герцбергу, представляют важность для мотивации.

На рис. 23 наглядно представлена теория Герцберга относительно того, как действуют две группы факторов.

Рис. 24 иллюстрирует факторы, которые, как обнаружил Герцберг при изучении работы инженеров и бухгалтеров, имеют сильное влияние на отношение к работе. Представлено и их разделение на гигиенические факторы и факторы мотивации.

Возможно, Вас удивит разная толщина линий на диаграмме. Толстые линии показывают, что изменение степени удовлетворения от работы тянулось долго. А тонкие линии представляют собой кратковременные изменения. Скажем, там, где ответственность сочетается с уменьшенным удовлетворением от работы, эффект непродолжителен, когда же ответственность сочетается с повышенным удовлетворением от работы, эффект длится гораздо дольше.

Диапазон действия Диапазон действия

гигиенических факторов

факторов мотивации

Неудовлетворённость Нейтральное Удовлетворение

состояние

Рис. 23. Области, в которых действуют гигиенические