Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
Потребность | Форма проявления (характер поведения человека) | Способы удовлетворения |
1 | 2 | 3 |
1. Потребность во власти | Энергичность, откровенность, отсутствие боязни конфронтации, стремление отстаивать первоначальные позиции, хорошие ораторские способности, требование повышенного внимания со стороны других
| Дать возможность управлять людьми |
1 | 2 | 3 |
2. Потребность успеха | Желание взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, готовность лишь к умеренному риску, стремление к конкретному поощрению достигнутых результатов | Не просто провозглашение успеха человека, это лишь подтвердит его статус, а постановка перед ним задач умеренной сложности и риска, делегирование достаточных полномочий для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярные и конкретные поощрения в соответствии с достигнутыми результатами |
3. Потребность в причастности | Аналогично социальной потребности по А. Маслоу | Аналогично социальной потребности по А. Маслоу |
Герцберг, изучая вопрос удовлетворения от работы, не соглашается с общепринятым утверждением о том, что существует непрерывный и бесконечный процесс перехода от неудовлетворённости к удовлетворению. Он утверждает, что существуют две отдельные шкалы и две разные группы факторов, которые определяют, какие чувства испытывает человек к работе.
Одна группа факторов определяет то, насколько человек неудовлетворён. Изменяя эти факторы, можно изменить положение состояния человека в шкале, которая идёт от неудовлетворённости к нейтральному состоянию. Но никакие улучшения этих факторов не могут переместить состояние человека к другой шкале, которая идёт от нейтрального состояния к удовлетворению. Это уже совершенно другая шкала и там действуют совсем иные факторы.
Факторы, которые определяют неудовлетворённость, называются «факторы неудовлетворённости», иногда «гигиенические факторы» или «факторы поддержки». Согласно Герцбергу, «гигиенические факторы» играют несущественную роль в мотивации людей. Чтобы мотивировать человека, необходимо присутствие второй группы факторов – «факторов мотивации». Эти факторы определяют степень удовлетворения людей или, если Вам больше нравится, положение состояния человека (по шкале), переходящего от нейтрального состояния к удовлетворению. Именно эти факторы, согласно Герцбергу, представляют важность для мотивации.
На рис. 23 наглядно представлена теория Герцберга относительно того, как действуют две группы факторов.
Рис. 24 иллюстрирует факторы, которые, как обнаружил Герцберг при изучении работы инженеров и бухгалтеров, имеют сильное влияние на отношение к работе. Представлено и их разделение на гигиенические факторы и факторы мотивации.
Возможно, Вас удивит разная толщина линий на диаграмме. Толстые линии показывают, что изменение степени удовлетворения от работы тянулось долго. А тонкие линии представляют собой кратковременные изменения. Скажем, там, где ответственность сочетается с уменьшенным удовлетворением от работы, эффект непродолжителен, когда же ответственность сочетается с повышенным удовлетворением от работы, эффект длится гораздо дольше.
Диапазон действия Диапазон действия
гигиенических факторов
факторов мотивации
Неудовлетворённость Нейтральное Удовлетворение
состояние
Рис. 23. Области, в которых действуют гигиенические
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1