logo
менеджмент уч пособие

9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля

Контроль – одна из основных функций управления. А. Файоль дал чёткое определение контроля: «На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверить, всё ли выполняется в соответствии с утверждёнными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется всё: предметы, люди, действия» [3, с. 305]. Без контроля не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, мотивация. Все руководители, независимо от ранга, осуществляют функцию контроля. Контроль как конкретная функция управления – это самостоятельная функция управления, выполняемая специальными органами.

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учёт), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчётов в использовании средств и методов управления.

Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности [5, с. 168 - 169].

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Многие люди воспринимают контроль как ограничение, что-то такое, что связано с принуждением и часто наказанием, однако это не совсем так. Главное назначение контроля – предупреждение возникновения кризисных ситуаций.

Причины необходимости контроля:

1. Неопределённость. Планы, организационные структуры подвержены изменениям. Люди, их поведение часто непредсказуемы. Изменяются законы, технология, социальные ценности, условия конкуренции и другие факторы окружающей среды.

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки, сделанные в процессе принятия управленческих решений и не выявленные своевременно, могут привести к большим убыткам, вплоть до банкротства предприятия. Необходимо наблюдать за тем, чем люди заняты, чтобы быть уверенными, что они знают, что и как следует делать.

3. Возрастающая сложность организаций, занимающихся бизнесом, вследствие роста их размеров и масштабов производства. Если в маленькой организации менеджер участвует в принятии решений по всем видам деятельности, то в крупной организации менеджеры нуждаются в формальной системе контроля.

4. Поддержание успеха. Положительная сторона контроля состоит в поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Благодаря выявлению более эффективных направлений фирмы принимают решения о направлениях расширения своей деятельности, заключения контрактов и вложения ресурсов.

Принципы контроля:

- объективность;

- достоверность полученной информации;

- непрерывность;

- независимость и неподкупность;

- охват контролем всех важнейших сторон деятельности;

- приемлемость рекомендаций, результатов контроля для практики.