9.3. Поведенческие аспекты контроля
Идея контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать ошибки или мошенничество, а в том, чтобы предупредить их, поэтому контроль осуществляется гласно, чтобы повлиять на поведение людей.
Негативные последствия контроля. Работники мотивированы выполнять преимущественно ту работу, которая измеряется и вознаграждается. Например, это может привести к такому явлению как «показуха». Работники могут выдавать непригодную информацию. Например, заявки на бюджет, на ресурсы завышаются.
Мы на практике с малых лет ощущаем на себе воздействие контроля, привыкли к нему, имеем его в виду, когда совершаем какую-либо работу или поступки. Контроль воспринимается нами как должное и неизбежное. Однако как только контроль начинает выходить за пределы разумного, становиться назойливым, он сковывает инициативу и творчество, проводится некомпетентными людьми или превращается в слежку, люди незамедлительно реагируют на это. Они стремятся как минимум к тому, чтобы оказать препятствие субъектам контроля, избежать его, затянуть по времени, не представить необходимой информации; или, в худшем случае, «втереть очки», исказить действительное существующее состояние дел, скрыть недостатки и представить себя в лучшем свете.
Жизнь, практика свидетельствуют, что в российских условиях неопределённости, непредсказуемости, нестабильности и разрушенной системы контроля административно-командной системы управления (народный контроль, финансовый контроль, контроль рублём, плановая дисциплина и ответственность, дисциплина труда, знак качества и т.д.) участились случаи бесконтрольности и злоупотребления контролем.
В интересах отдельных личностей и группировок организуется «контроль» с заведомо определённой целью – дискредитировать, а затем устранить мешающих конкурентов, освободить руководящие должности для «своих» людей или скрыть экономические и финансовые преступления. Здесь в ход идут все средства, вплоть до незаконных.
Важно, чтобы менеджеры видели ту грань, тот предел, за которым лежит пропасть беззакония и вседозволенности. Сорваться в неё при отсутствии необходимых черт характера, жизненных принципов, элементарной порядочности и моральной ответственности легко, а вот выбраться из этой пропасти, как правило, не удаётся.
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Определение Сравнение результатов Действия
стандартов со стандартами
Ничего не предпринимать
Да
Нет
Установить причины отклонений
Да
Нет
Устранить отклонения
Рис. 30. Модель процесса контроля
Рекомендации менеджерам для эффективного контроля:
1. Устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками.
2. Устанавливайте двустороннее общение.
3. Избегайте чрезмерного контроля.
4. Устанавливайте жёсткие, но достижимые стандарты.
5. Вознаграждайте за достижение стандарта.
Для закрепления теоретических знаний выполните 4 задания. Сравните своё мнение с информацией, представленной в разделе «Разбор ситуаций». Далее ответьте на вопросы теста.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1