logo
менеджмент уч пособие

9.3. Поведенческие аспекты контроля

Идея контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать ошибки или мошенничество, а в том, чтобы предупредить их, поэтому контроль осуществляется гласно, чтобы повлиять на поведение людей.

Негативные последствия контроля. Работники мотивированы выполнять преимущественно ту работу, которая измеряется и вознаграждается. Например, это может привести к такому явлению как «показуха». Работники могут выдавать непригодную информацию. Например, заявки на бюджет, на ресурсы завышаются.

Мы на практике с малых лет ощущаем на себе воздействие контроля, привыкли к нему, имеем его в виду, когда совершаем какую-либо работу или поступки. Контроль воспринимается нами как должное и неизбежное. Однако как только контроль начинает выходить за пределы разумного, становиться назойливым, он сковывает инициативу и творчество, проводится некомпетентными людьми или превращается в слежку, люди незамедлительно реагируют на это. Они стремятся как минимум к тому, чтобы оказать препятствие субъектам контроля, избежать его, затянуть по времени, не представить необходимой информации; или, в худшем случае, «втереть очки», исказить действительное существующее состояние дел, скрыть недостатки и представить себя в лучшем свете.

Жизнь, практика свидетельствуют, что в российских условиях неопределённости, непредсказуемости, нестабильности и разрушенной системы контроля административно-командной системы управления (народный контроль, финансовый контроль, контроль рублём, плановая дисциплина и ответственность, дисциплина труда, знак качества и т.д.) участились случаи бесконтрольности и злоупотребления контролем.

В интересах отдельных личностей и группировок организуется «контроль» с заведомо определённой целью – дискредитировать, а затем устранить мешающих конкурентов, освободить руководящие должности для «своих» людей или скрыть экономические и финансовые преступления. Здесь в ход идут все средства, вплоть до незаконных.

Важно, чтобы менеджеры видели ту грань, тот предел, за которым лежит пропасть беззакония и вседозволенности. Сорваться в неё при отсутствии необходимых черт характера, жизненных принципов, элементарной порядочности и моральной ответственности легко, а вот выбраться из этой пропасти, как правило, не удаётся.

Этап 1 Этап 2 Этап 3

Определение Сравнение результатов Действия

стандартов со стандартами

Ничего не предпринимать

Да

Нет

Установить причины отклонений

Да

Нет

Устранить отклонения

Рис. 30. Модель процесса контроля

Рекомендации менеджерам для эффективного контроля:

1. Устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками.

2. Устанавливайте двустороннее общение.

3. Избегайте чрезмерного контроля.

4. Устанавливайте жёсткие, но достижимые стандарты.

5. Вознаграждайте за достижение стандарта.

Для закрепления теоретических знаний выполните 4 задания. Сравните своё мнение с информацией, представленной в разделе «Разбор ситуаций». Далее ответьте на вопросы теста.