Управления производством
Отношения управления подразделяются на следующие организационные виды: во-первых, отношения между управляющей и управляемой системами, т.е. между субъектом (сферой, процессом) непосредственно управления и объектом (сферой, процессом) непосредственного производства. Во-вторых, отношения управления имеются внутри самой управляющей системы:
а) между ступенями управления. Например, отношения между аппаратом управления участками, цехами, предприятиями, производственными объединениями, министерствами (вертикальные связи);
б) между звеньями управления каждой ступени. Например, отношения между руководством участками, между аппаратами управления предприятиями, между отделами заводоуправления предприятия и т.п., т.е. имеются в виду горизонтальные связи;
в) между одноимёнными, функциональными звеньями управления в разных ступенях управляющей ступени. Например, отношения между планово-экономическим управлением министерства, между планово-экономическим отделом завода и т.п.;
в-третьих, отношения между руководителями и подчинёнными в каждом звене управления (отношения субординации); в-четвёртых, отношения между руководителями и между подчинёнными (отношения координации).
Кроме того, отношения управления подразделяются следующим образом:
а) отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли;
б) территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона;
в) межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей промышленности;
г) межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов;
д) территориально-отраслевые.
С позиции определенной системы отношения управления разделяются на внешние и внутренние. Внешние характеризуют данную систему со стороны ее связи с другими системами, т.е. с окружающей средой. Внутренние отражают собственную природу и механизм функционирования процессов, протекающих в данной системе.
По характеру и числу носителей отношений управления их можно разделить на межсистемные, межличностные и смешанные отношения, а также на коллективные и индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на прямые, групповые и перекрестные.
Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные.
Отношения управления по характеру организационных связей можно разделить на линейные, функциональные и смешанные.
По времени существования отношения управления подразделяются на временные и постоянные. Отношения управления по направлению и степени воздействия на объект бывают непосредственные и косвенные. Непосредственные имеют преимущественно характер подчинения и выражены в форме приказа, распоряжения и т.д. Косвенные выражаются в форме совета, консультации, информации и т.д.
Комплексное изучение отношений управления как единого целого проводится с позиций системного анализа.
Содержанием науки менеджмент является изучение законов и закономерностей управления.
Категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и законы, закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Различия, встречающиеся в использовании категории «закон» и «закономерность» объясняются, главным образом, характером и уровнем развития науки.
Закономерности управления составляют центральное звено отечественной теории управления. В отличие от эмпирического подхода, научный подход к управлению основан на тщательном учете требований объективных закономерностей и тенденций развития управления. Познание закономерностей управления на основе теоретического анализа и практического опыта позволяет:
Проводить глубокий научный анализ системы управления, объективно оценивать ее состояния. Тем самым, закономерности управления предоставляют возможность не только текущего, но и перспективного совершенствования системы управления, а не просто устранения существующих сегодня недостатков.
В полной мере учесть фактор времени при совершенствовании управления и уровень развития управляемой системы.
В должной мере учесть субъективные факторы управления, отграничить их от объективных факторов и установить наиболее рациональное соотношение науки и искусства управления. Преувеличение роли личных качеств руководителя при решении проблем совершенствования управления столь же вредно, как и их недооценка.
Осуществить системный подход к управлению и его комплексному совершенствованию. Без знаний объективных закономерностей управления такой подход реализовать невозможно.
Первая закономерность: единство системы управления производством.
Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.
Единство социально-экономической системы – одна из важнейших ее характеристик. Оно отражает такие связи между элементами системы, которые сохраняют ее целостность в течение длительных периодов изменения состояния социально-экономической системы. Иными словами, это достаточная устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.
В реальной практике наибольшее значение имеют следующие формы проявления этой закономерности:
- единство принципов управления для всех звеньев и ступеней системы управления;
- единство организационных форм системы управления, проявляющееся в необходимой унифицированности (типизации) ее структурных характеристик, функционального разделения управленческого труда и т. д. Иными словами, это согласованность организационных форм систем управления по различным ее ступеням и звеньям;
- единство основных функций управления заключается в полноте функционального содержания управленческой деятельности, тесной связи функций планирования и организации, планирования и контроля;
- единство методов управления, используемых для решения различных проблем развития производства, проявляющееся во взаимной согласованности применяемых экономических, организационных, социально – психологических методов управления;
- единство процесса управления, проявляющееся в его непрерывности и ритмичности, согласованности всех его операций, стадий, этапов;
- единство системы управления, проявляющееся в единых требованиях к руководителям и другим работникам аппарата управления.
Вторая закономерность: пропорциональность производства и управления.
Одной из важнейших задач управления является непрерывное сопряжение отдельных частей системы и ее подсистем. Пропорциональность должна быть положена в основу функционирования всего хозяйственного организма как системы в виде рациональной соотносительности внутри управляемой и управляющей систем, а также между ними, с тем чтобы обеспечить их наиболее эффективную работу.
Третья закономерность: централизация и децентрализация управления.
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления).
Централизованное управление представляет собой такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которых существует непрерывная, постоянно действующая и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена системы субъекту управления. Оно выражается в требовании обязательной согласованности управленческих решений, содержание которых определяется едиными целями развития системы.
Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности каждого из элементов системы. Полная централизация управления в социально-экономической системе в принципе невозможна. Определенная самостоятельность составляющих ее элементов обусловливается различными условиями их функционирования, всю совокупность которых невозможно в достаточной степени учесть централизованно.
Чем выше концентрация и масштабы производства, тем сложнее и важнее становится координация деятельности крупных производственных комплексов. В этих условиях малейшие диспропорции могут привести к серьезным потерям, к нарушению нормального хода процесса производства, и необходимая координация может быть обеспечена только высокоцентрализованной управляющей системой. С другой стороны, рост масштабов производства, углубление его специализации в условиях высокоцентрализованного управления ведет к перезагрузке служб субъекта управления и требует делегирования его полномочий нижестоящим уровням, т.е. снижения уровня централизации.
В управлении важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки между собой уровни принятия и непосредственной реализации решений. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации производства.
Четвертая закономерность: соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.
Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение соотносительности субъекта и объекта управления происходит под воздействием различных факторов. Важнейшими из них являются организационные и экономические. Они проявляются в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу.
Изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определяется растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально-психологического развития.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1