logo
менеджмент уч пособие

Управления производством

Отношения управления подразделяются на следующие организационные виды: во-первых, отношения между управляющей и управляемой системами, т.е. между субъектом (сферой, процессом) непосредственно управления и объектом (сферой, процессом) непосредственного производства. Во-вторых, отношения управления имеются внутри самой управляющей системы:

а) между ступенями управления. Например, отношения между аппаратом управления участками, цехами, предприятиями, производственными объединениями, министерствами (вертикальные связи);

б) между звеньями управления каждой ступени. Например, отношения между руководством участками, между аппаратами управления предприятиями, между отделами заводоуправления предприятия и т.п., т.е. имеются в виду горизонтальные связи;

в) между одноимёнными, функциональными звеньями управления в разных ступенях управляющей ступени. Например, отношения между планово-экономическим управлением министерства, между планово-экономическим отделом завода и т.п.;

в-третьих, отношения между руководителями и подчинёнными в каждом звене управления (отношения субординации); в-четвёртых, отношения между руководителями и между подчинёнными (отношения координации).

Кроме того, отношения управления подразделяются следующим образом:

а) отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли;

б) территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона;

в) межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей промышленности;

г) межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов;

д) территориально-отраслевые.

С позиции определенной системы отношения управления разделяются на внешние и внутренние. Внешние характеризуют данную систему со стороны ее связи с другими системами, т.е. с окружающей средой. Внутренние отражают собственную природу и механизм функционирования процессов, протекающих в данной системе.

По характеру и числу носителей отношений управления их можно разделить на межсистемные, межличностные и смешанные отношения, а также на коллективные и индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на прямые, групповые и перекрестные.

Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные.

Отношения управления по характеру организационных связей можно разделить на линейные, функциональные и смешанные.

По времени существования отношения управления подразделяются на временные и постоянные. Отношения управления по направлению и степени воздействия на объект бывают непосредственные и косвенные. Непосредственные имеют преимущественно характер подчинения и выражены в форме приказа, распоряжения и т.д. Косвенные выражаются в форме совета, консультации, информации и т.д.

Комплексное изучение отношений управления как единого целого проводится с позиций системного анализа.

Содержанием науки менеджмент является изучение законов и закономерностей управления.

Категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и законы, закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Различия, встречающиеся в использовании категории «закон» и «закономерность» объясняются, главным образом, характером и уровнем развития науки.

Закономерности управления составляют центральное звено отечественной теории управления. В отличие от эмпирического подхода, научный подход к управлению основан на тщательном учете требований объективных закономерностей и тенденций развития управления. Познание закономерностей управления на основе теоретического анализа и практического опыта позволяет:

  1. Проводить глубокий научный анализ системы управления, объективно оценивать ее состояния. Тем самым, закономерности управления предоставляют возможность не только текущего, но и перспективного совершенствования системы управления, а не просто устранения существующих сегодня недостатков.

  2. В полной мере учесть фактор времени при совершенствовании управления и уровень развития управляемой системы.

  3. В должной мере учесть субъективные факторы управления, отграничить их от объективных факторов и установить наиболее рациональное соотношение науки и искусства управления. Преувеличение роли личных качеств руководителя при решении проблем совершенствования управления столь же вредно, как и их недооценка.

  4. Осуществить системный подход к управлению и его комплексному совершенствованию. Без знаний объективных закономерностей управления такой подход реализовать невозможно.

Первая закономерность: единство системы управления производством.

Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

Единство социально-экономической системы – одна из важнейших ее характеристик. Оно отражает такие связи между элементами системы, которые сохраняют ее целостность в течение длительных периодов изменения состояния социально-экономической системы. Иными словами, это достаточная устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

В реальной практике наибольшее значение имеют следующие формы проявления этой закономерности:

- единство принципов управления для всех звеньев и ступеней системы управления;

- единство организационных форм системы управления, проявляющееся в необходимой унифицированности (типизации) ее структурных характеристик, функционального разделения управленческого труда и т. д. Иными словами, это согласованность организационных форм систем управления по различным ее ступеням и звеньям;

- единство основных функций управления заключается в полноте функционального содержания управленческой деятельности, тесной связи функций планирования и организации, планирования и контроля;

- единство методов управления, используемых для решения различных проблем развития производства, проявляющееся во взаимной согласованности применяемых экономических, организационных, социально – психологических методов управления;

- единство процесса управления, проявляющееся в его непрерывности и ритмичности, согласованности всех его операций, стадий, этапов;

- единство системы управления, проявляющееся в единых требованиях к руководителям и другим работникам аппарата управления.

Вторая закономерность: пропорциональность производства и управления.

Одной из важнейших задач управления является непрерывное сопряжение отдельных частей системы и ее подсистем. Пропорциональность должна быть положена в основу функционирования всего хозяйственного организма как системы в виде рациональной соотносительности внутри управляемой и управляющей систем, а также между ними, с тем чтобы обеспечить их наиболее эффективную работу.

Третья закономерность: централизация и децентрализация управления.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления).

Централизованное управление представляет собой такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которых существует непрерывная, постоянно действующая и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена системы субъекту управления. Оно выражается в требовании обязательной согласованности управленческих решений, содержание которых определяется едиными целями развития системы.

Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности каждого из элементов системы. Полная централизация управления в социально-экономической системе в принципе невозможна. Определенная самостоятельность составляющих ее элементов обусловливается различными условиями их функционирования, всю совокупность которых невозможно в достаточной степени учесть централизованно.

Чем выше концентрация и масштабы производства, тем сложнее и важнее становится координация деятельности крупных производственных комплексов. В этих условиях малейшие диспропорции могут привести к серьезным потерям, к нарушению нормального хода процесса производства, и необходимая координация может быть обеспечена только высокоцентрализованной управляющей системой. С другой стороны, рост масштабов производства, углубление его специализации в условиях высокоцентрализованного управления ведет к перезагрузке служб субъекта управления и требует делегирования его полномочий нижестоящим уровням, т.е. снижения уровня централизации.

В управлении важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки между собой уровни принятия и непосредственной реализации решений. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации производства.

Четвертая закономерность: соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение соотносительности субъекта и объекта управления происходит под воздействием различных факторов. Важнейшими из них являются организационные и экономические. Они проявляются в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу.

Изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определяется растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально-психологического развития.