7.5. Иерархические структуры управления
Прообразом современных иерархических структур являются элементарные структуры (линейная и функциональная), которые как самостоятельные не используются ни одним крупным предприятием.
Основным принципом построения линейной структурыявляется вертикальная иерархия (соподчиненность звеньев снизу доверху). Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Серьезным недостатком такой структуры является отсутствие в ней функционального разделения управленческого труда, что приводит к перегрузке линейных руководителей и снижению в целом профессионализма в управлении.
Основу функциональной структурысоставляют подразделения, каждое из которых имеет свою четко определенную конкретную задачу и обязанности, т.е. создается аппарат специалистов, что ведет к повышению качества управления. Следует иметь в виду, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Главным недостатком функциональной структуры является нарушение принципа единоначалия, что ведет к несогласованности указаний "сверху", снижению ответственности исполнителей (у каждого из них по несколько руководителей).
В комбинированной структуре решения функциональных подразделений либо проводятся через линейных руководителей (линейно-штабная структура), либо в пределах специальных полномочий доводятся до исполнителей (линейно-функциональная структура) (рис. 17).
В линейно-штабной структурештабные службы не могут принимать решения, а лишь помогают линейным руководителям.
Самой распространенной структурой иерархического типа является линейно-функциональная структура.Здесь осуществляется полное разделение управленческого труда, когда линейные звенья призваны распоряжаться и командовать, а функциональные – информировать, координировать, контролировать. Основными недостатками таких структур являются:
- приоритет интересов функциональных подразделений перед интересами компании в целом;
- отсутствие взаимодействия между подразделениями на горизонтальном уровне;
- перегруженность руководства вопросами согласования деятельности функциональных подразделений и как следствие невозможность решать стратегические задачи;
- неадекватное реагирование на требования внешней среды. Структура не гибкая.
С учетом названных недостатков линейно-функциональные структуры могут довольно успешно использоваться в компаниях с массовым или крупносерийным производством, действующих в стабильных внешних условиях.
Наиболее совершенной разновидностью иерархических структур являются дивизиональные структуры, которые впервые появились в конце 20-х гг. на предприятиях "Дженерал Моторс", а наибольшее распространение получили 60-70 гг. ХХ в. Эти структуры основаны на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) с предоставлением им оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на уровень подразделений ответственности за получение прибыли. У высшего руководства остается обычно не более 4-6 централизованных функциональных подразделения, занимающихся решением стратегических задач.
В зависимости от принципа, положенного в выделение дивизионов, существуют три классических типа дивизиональных структур:
- дивизионально-продуктовая (рис. 18), которая чаще используется крупными диверсифицированными корпорациями, выпускающими широкую номенклатуру продукции;
- организационная структура, ориентированная на потребителя (например, в структуре крупного коммерческого банка могут выделяться следующие группы потребителей: индивидуальные клиенты; компании; другие банки; международные финансовые организации, и для их обслуживания создаются специализированные отделения);
- дивизионально-региональная структура обычно используется, если деятельность компании распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различной стратегии.
Основным преимуществом всех дивизиональных структур является то, что крупная компания может уделять конкретному продукту (потребителю, региону) столько же внимания, сколько уделяет небольшая организация, отсюда - быстрая адаптация этих структур к изменениям внешней среды.
С развитием компаний, выходом их на международные рынки национальные корпорации преобразуются в транснациональные, а дивизиональные структуры преобразуются в глобальные. При этом развитие идет по иерархии управления, то есть увеличивается число иерархических уровней в структуре.
Современной разновидностью дивизиональных структур являются организационные структуры на базе стратегических единиц бизнеса, которые применяются в компаниях с большим числом самостоятельных отделений близкого профиля. Впервые такие структуры были использованы в "Дженерал Электрик" во второй половине 70-х гг. ХХ в.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1