3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
Процесс управления – это деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей управления.
Можно сказать, что процесс управления - это динамическая характеристика системы управления, поэтому основным параметром его оценки является время.
Процесс управления характеризует:
Этапы и стадии процесса.
Операции и их распределение по стадиям.
Средства осуществления операций.
Способы осуществления операций.
Этапы процесса управления определяются его содержанием, последовательным выполнением операций, присущих управленческой деятельности.
Стадии процесса управления отражают либо временные промежутки его этапов и в этом случае совпадают с ними по названию, либо деление процесса управления на промежутки времени, приходящегося на группы операций определенной трудоемкости.
Исходя из сущности процесса управления, можно выделить следующие его этапы: цель, ситуация, проблема, решение (рис. 2). В такой последовательности осуществляется управленческая деятельность.
Цель– это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система.
Под ситуацией понимают состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели ее развития.
Этап проблемы предполагает выяснение основного противоречия в текущем состоянии системы относительно цели ее развития.
Этап решения является переходом к практической организационной деятельности руководителя, знаменующей собой реальность его воздействия на коллектив. Это заключительный этап процесса управления, на котором он переходит в процесс производства.
Процесс управления можно разделить также на следующие стадии: целепологания, информационной работы, аналитической работы, выбора вариантов действия и стадию организационно-практической работы в управляемой системе.
Основой технологии выполнения управленческих работ служит операция. Операция – это любое действие, представляющее однородную, логическую, неделимую часть процесса управления, направленное на достижение определенной цели.
Управленческая процедура представляет собой совокупность последовательных и параллельных операций в процессе управления.
Этапы
процесса
управления
Целеполагание Информационная работа Аналитическая работа Выбор варианта действия Организационно-практическая работа
Стадии
процесса
управления
Рис. 2. Связь этапов и стадий процесса управления
Методы сочетания операций:
- последовательный;
- параллельный;
- последовательно-параллельный (комбинированный).
Средства осуществления процесса управления. С их помощью осуществляется процесс управления. Сюда следует отнести, прежде всего, информацию и совокупность технических средств, используемых для обработки информации.
Процесс управления имеет ряд характерных особенностей, которые следует учитывать при анализе систем управления. Свойства процесса управления:
Свойство флуктуации (динамичности), которое проявляется как изменчивость процесса управления. В зависимости от специфики решаемой проблемы по-разному протекает и процесс управления по этапам, стадиям и конкретным операциям.
Свойство непрерывности, которое характеризует динамику связи управляемых и управляющих процессов. Если управляемый процесс является непрерывным, то и процесс управления не может прерываться.
Свойство дискретности дополняет свойство непрерывности и в определенном смысле противостоит ему. Оно проявляется в том, что во внутренних своих особенностях процесс управления протекает неравномерно, вначале как бы накапливая потенциал воздействия при постановке цели, оценке ситуации, определении проблемы и далее превращаясь в импульс активной организационной работы на этапе решения.
Важным свойством процесса управления является и свойство необходимой последовательности этапов его осуществления.
Свойство цикличности характеризует повторяющуюся последовательность этапов процесса управления по мере реализации управленческих решений и на основе перевода управляемой системы в новое состояние.
Свойство инерционности характеризует существующее в той или иной мере запаздывание управленческих решений. Своевременность решений – важнейшая характеристика процесса управления.
Свойство временной протяженности процесса управления. Время от осознания цели до реализации управленческого решения – это время цикла. Но может быть и время, характеризующее целую серию управленческих решений.
Распределение операций в процессе управления оказывает существенное влияние на его нормальное течение и эффективность.
Таблица 3.1.1
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1