5.1. Сущность управленческого решения
Решение – это выбор альтернативы в процессе достижения поставленной цели.
Альтернативы – один из вариантов действий, исключающий возможность реализации других вариантов.
Любой человек принимает решения, но от решений, принимаемых руководителем, зависит судьба организации, многих людей. Поэтому управленческое решение должно быть максимально продуманным, обоснованным и эффективным.
Эффективность решений зависит от многих факторов как объективного, так и субъективного характера. Из них можно выделить следующие два:
Качество решения (обозначим – К), определяемое выбором наилучшей альтернативы.
Степень принятия решения исполнителями (обозначим – П) обусловливает возможность практической реализации выбранного варианта действий.
Эффективность решения (обозначим – Эр) находится в прямой зависимости от названных факторов, что может быть выражено формулой:
Эр = К * П
Если один из факторов (К или П) мал, то и эффективность принимаемого решения близка к нулю. В зависимости от соотношения факторов К и П можно сгруппировать решения, как показано на рис. 12 .
Решения типа 4 в передовых зарубежных фирмах составляют до 90%, в отечественных организациях – менее 20%, что является следствием высокой централизации управления. Для нашей практики характерно преобладание решений типа 3, что не очень хорошо в рыночных условиях.
Качество решения (К) зависит от следующих факторов:
- качества исходной информации;
- рациональности решения (оптимальности выбора);
- своевременности решения;
- соответствия решения действующему механизму управления;
- квалификации кадров (как разрабатывающих, так и реализующих решение);
- готовности объекта управления к исполнению принятого решения.
Принимаемое решение должно быть:
- реальным (направленным на достижение реальных целей и предусматривающим имеющиеся ресурсы);
- содержать механизм реализации;
- быть устойчивым к возможным ошибкам в определении исходных данных;
- приниматься и реализовываться в реальном масштабе времени;
- не порождать конфликты, которые могут сорвать его выполнение;
- быть гибким;
- предусматривать возможность верификации и контроля.
Решение – это всегда компромисс: делая выбор, в результате имеем не только выигрыш. Любое решение, кроме позитивных результатов, всегда имеет и какие-то негативные последствия. Это необходимо учитывать заранее.
При принятии решений используются различные принципы.
1. Принцип единоначалия. Решение при этом принимается руководителем единолично. Это допустимо при высоком качестве решения. Принятие единоличных решений характерно для авторитарных руководителей. Практика частого принятия решений этого типа ведет к возрастанию социальной напряженности и конфликтов в коллективе.
2. Принцип единогласия предполагает безоговорочную поддержку выдвигаемой альтернативы. Встречается довольно редко: в экстремальных условиях или тогда, когда руководитель, принимающий решение, относится к руководителям харизматического типа.
3. Принцип большинства реализуется путем голосования. Этот принцип используется, когда соперничают разные мнения, имеются коалиции. Широко распространен в политике, но в сфере бизнеса ограничен, так как существует опасность снижения качества решения из-за потери "мнения меньшинства".
4. Принцип консенсуса предполагает многоплановые согласования, чтобы учесть каждую идею. Для этого проводятся обсуждения, консультации, используются специальные методы, такие как "мозговой штурм".
П
Степень
приня- 1Высокая степень4Высокая степень
тия ре- П П и К
шения (решения, вызываю- (решения в области
щие социальные из- кадровой политики,
менения) развития организации)
2Решения, не обуслов-3Высокая степень К
ленные факторами (узкопрофессиональные
П и К решения в области
(решения, связанные техники и технологии.
с регламентами, Часто принимаются
увольнениями) единолично)
К
Качество решения
Рис. 12. Классификация решений в зависимости
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1