5.3. Процедура принятия решения
Решение проблемы – это процесс, включающий ряд взаимосвязанных действий. Этот процесс во времени можно поделить на составляющие: стадии, этапы. Укрупненно выделим три стадии:
1 стадия – подготовка и принятие решения;
2 стадия – реализация решения;
3 стадия – оценка результатов.
Более подробно остановимся на 1 стадии, поскольку она в большей степени поддается формализации. Фактическое число этапов, на которые можно разбить 1 стадию, зависит от самой решаемой проблемы. Всегда можно выделить следующие пять этапов на стадии непосредственно принятия решения.
1. Диагностика проблемы.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.
3. Определение альтернатив.
4. Оценка альтернатив.
5. Выбор альтернативы.
1 этап. Диагностика проблемы
Существуют два способа возникновения проблемы: 1). Проблема возникает из противоречия цели (идеального состояния объекта управления) и ситуации (реального состояния объекта) – так называемое реактивное управление; 2). Проблема рассматривается как потенциальная возможность для совершенствования – упреждающее управление.
Этап диагностики проблемы сам по себе является достаточно сложной процедурой, в которой можно выделить следующие последовательные действия:
- установление симптомов (внешних проявлений) проблемы;
- определение проблемы в общем виде;
- сбор и анализ релевантной (относящейся к конкретной проблеме) информации;
- выявление причины возникновения симптомов.
2 этап. Формулировка ограничений и критериев принятия решения
Принимаемое решение должно быть реалистичным, т.е. предусматривать наличие необходимых сил и средств на его реализацию. Поэтому до рассмотрения альтернатив необходимо ввести ограничения, которые сужают возможности в принятии решения. Они зависят от конкретной ситуации и руководителя, принимающего решение. К наиболее общим ограничениям относятся следующие: имеющиеся средства; имеющиеся работники определенной квалификации; наличие материально-технических ресурсов; имеющиеся технологии; конкуренция; законодательство; этические соображения. Особо можно выделить такое важное ограничение как ограничение полномочий менеджера.
На этом же этапе определяются критерии принятия решения, т.е. стандарты, по которым будут оцениваться альтернативы.
3 этап. Определение альтернатив
В идеале следует определять все возможные действия по решению проблемы, но на практике руководитель рассматривает альтернативы до тех пор, пока не будет найдена первая же, удовлетворяющая критериям и позволяющая снять проблему альтернатива.
Когда необходимо в ограниченное время получить максимум нестандартных альтернатив, может использоваться известный метод "мозговой штурм".
4 этап. Оценка альтернатив
При оценке определяются достоинства, недостатки и возможные последствия каждой альтернативы. Альтернативы сопоставляются с критериями, установленными на 2 этапе. Если альтернатива не удовлетворяет одному или нескольким критериям, ее далее не рассматривают. Чтобы можно было сравнивать, необходимо альтернативы и критерии привести к сопоставимому виду (в натуральных, денежных единицах или в баллах).
5 этап. Выбор альтернативы
Если все предыдущие этапы успешно пройдены, выбор сделать несложно.
На этом 1 стадия в процедуре принятия решения заканчивается.
Для успешной реализации решения (2 стадия) необходимо его признание исполнителями, т.е. теми, кто будет осуществлять его на практике. Это признание не достигается автоматически, руководителю приходится убеждать подчиненных. Если в процессе подготовки и принятия решения (на 1 стадии) непосредственно участвовали исполнители, решение будет более успешно реализовано.
3 стадия в процедуре принятия решения – оценка результатов. При этом оцениваются последствия решения, сопоставляются фактические результаты с ожидаемыми. Таким образом, пока не поздно, можно скорректировать решение (см. рис. 13).
Принятие Реализация Оценка
решения решения результатов
к о р р е к т и р о в к а
Рис. 13. Процедура принятия решения
Тесты
К какой категории менеджмента относится решение?
а) к функциям;
б) к методам;
в) к связующим процессам;
г) к принципам.
Какой из принципов принятия решений наиболее предпочтителен в управлении современной организацией?
а) единоначалие;
б) единогласие;
в) принцип большинства;
г) консенсус.
Принятие интуитивных решений основано на:
а) ощущениях;
б) знании;
в) опыте;
г) анализе.
Процедура принятия решения начинается с:
а) прогнозирования ситуации;
б) социологического обследования;
в) диагностики проблемы;
г) анализа альтернатив.
Метод мозгового штурма используется для:
а) выработки единого мнения;
б) оптимизации управленческого решения;
в) подбора альтернатив;
г) улучшения психологического климата в коллективе.
На основе прошлого опыта принимаются решения:
а) рациональные;
б) интуитивные;
в) незапрограммированные;
г) решения, основанные на суждениях.
Что в большей степени позволяет обеспечить реализацию решения?
а) привлечение подчиненных к обсуждению проблемы;
б) получение максимального количества информации;
в) связи по кооперации;
г) настойчивость руководителя.
Какого типа решения предусматривают принципиально новое мышление?
а) селективные;
б) инновационные;
в) рутинные;
г) адаптационные.
Как называется управление, при котором решается проблема, возникающая из несовпадения цели и ситуации?
а) целевое;
б) ситуационное;
в) реактивное;
г) управление по отклонениям.
Кто принимает организационное решение?
а) любой человек;
б) менеджер;
в) только руководитель высшего звена;
г) организатор производства.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1