logo
менеджмент уч пособие

6.1. Сущность и этапы стратегического планирования

В современном, достаточно суровом мире бизнеса ни одна организация не может достичь каких-либо серьезных успехов без планирования того, как она собирается это делать. И даже если организация не стремится к серьезным переменам и росту, то все равно необходимо постоянно обеспечивать изменения во внешней среде и реагировать на них. Адаптация организации к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса возможна при помощи разработки и реализации планов: стратегических, тактических, оперативных.

Функция планирования представляет собой «зонтик», под которым укрыты все остальные функции, которые создают условия для достижения организацией целей, определенных в планах. В планировании наиболее важное, определяющее место занимает стратегическое планирование, представляющее собой определенные действия и решения, ведущие к разработке стратегий, которые позволяют организации достичь своих целей. Стратегические планы позволяют организации взглянуть из будущего в настоящее, понять, что необходимо делать сегодня, чтобы реализовать желаемые цели в будущем, исходя из того, что внешнее окружение будет меняться.

Стратегическое планирование представляет собой многоступенчатый процесс (см. рис. 14), в котором этапы логически вытекают один из другого. Однако существует и обратная связь, а, следовательно, и обратное влияние каждого этапа на другие. Это является особенностью стратегического планирования.

Определение миссии и целей

Анализ и оценка внешней среды

Выбор стратегии

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых

сторон

Реализация стратегии

Оценка стратегии

Рис. 14. Этапы стратегического планирования