logo
менеджмент уч пособие

3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления

Исходным пунктом управления является формирование и выбор целей управления. Цели можно определить как желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы в обозримом будущем.Цели:

  1. концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях;

  2. могут служить в качестве нормативов, с которыми следует сопоставлять результаты;

  3. могут служить в качестве механизма для обоснования затрат ресурсов;

  4. могут повлиять на структуру, мотивы и особенности, как индивидов, так и организаций.

В последние 15-20 лет проведены обширные исследования по вопросу о влиянии постановки целей на мотивацию и эффективность. Установлено:

  1. Трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с легкими целями.

  2. Конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде типа: «Делайте максимум возможного».

  3. Цели опосредуют или смягчают влияние, которое оказывают на денежные стимулы, недостаток времени, знание результатов, участие в принятии решений, конкуренция и т.д.

Формирование цели управления может осуществляться по следующим этапам:

  1. Выделение необходимых обстоятельств, закономерных состояний системы и включение их в цель управления.

  2. Определение возможных, но нежелательных обстоятельств и состояний, которых следует избегать и от которых надо ограничить цель управления.

  3. Определение возможных и желаемых обстоятельств и состояний и включение их в цель управления.

  4. Отграничение цели от желательных, но объективно невозможных обстоятельств и состояний системы (рис. 10).

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в вид.

необходимое

желаемое

возможное

ненужное

нежелательное

невозможное

Рис. 10. Методологические особенности определения