А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
Проектная структура – временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Наряду с существующей линейно-функциональной структурой формируется временная целевая группа из специалистов разного профиля. После завершения проекта группа расформировывается, специалисты возвращаются в свои функциональные подразделения. Таким образом, проектное управление дополняет линейно-функциональную структуру. Проектное управление широко используется в аэрокосмической, электронной, авиационной отраслях промышленности.
Президент компании
Подсистема управления персоналом Подсистема НИОКР Подсистема стратегического планирования Подсистема финансов
Отделение по пр-ву продукта С Отделение по пр-ву продукта В Отделение по пр-ву продукта А
Технология Производство и снабжение Технология Производство и снабжение Технология Производство и снабжение
Маркетинг Бухгалтерия Маркетинг Бухгалтерия Маркетинг Бухгалтерия
Рис. 18. Дивизионально-продуктовая структура
Руководитель компании
Подсистема производства Подсистема экономики и финансов Техническая подсистема Подсистема НИОКР Подсистема маркетинга
Производственник
Инженер Экономист Исследователь Маркетолог Руководитель проекта А
Инженер Экономист Производственник Исследователь Маркетолог Руководитель проекта В
Исследователь Производственник Инженер Экономист Руководитель проекта С Маркетолог
Рис. 19. Матричная структура управления
Матричная структура образуется путем наложения проектной структуры на линейно-функциональную(рис. 19). Здесь члены проектной группы подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они работают постоянно. Трудовые ресурсы могут гибко перераспределяться в зависимости от потребностей каждого проекта. Масштабы использования матричных структур или их отдельных элементов довольно значительны. Обычно матричные структуры охватывают лишь какую-то часть компании. Например, крупная компания в целом построена по дивизиональному принципу, в части отделений используются матричные структуры, а в другой части - линейно-функциональные. При добавлении к двухмерной матричной структуре дополнительных переменных (территория, рынок, потребитель), получаем так называемую многомерную компанию – "предприятие в предприятии". Ее основу составляют автономные рабочие группы, каждая из которых может быть организована как самостоятельное предприятие. Отношения членов автономной группы с высшим руководством и другими подразделениями такое же, как с посторонними клиентами. Так, в компании Volvoработают так называемые бригады "тележечной" сборки – группы высококвалифицированных специалистов широкого профиля. Они полностью обеспечивают свою деятельность: от получения индивидуального заказа от конкретного клиента на сборку автомобиля, обеспечения себя необходимыми ресурсами до продажи автомобиля. Бригада сама рассчитывается с поставщиками, компанией, работниками и производит другие выплаты, а оставшаяся сумма может быть реинвестирована. Перенесение рыночных отношений внутрь компании привело к появлениюсетевых организаций, в которых вместо иерархической последовательности команд строится цепочка заказов (контрактов). Возможность замены участников сети обусловливает максимальную гибкость такой структуры. Каждый участник сети может обслуживать клиентов и вне сети, что способствует его высокой конкурентоспособности. Следует иметь в виду, что внутренние звенья покупают и продают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на открытом рынке. В сетевых организациях отдельные звенья концентрируют свою деятельность на приоритетных для себя областях специализации. Применительно к сетевым компаниям используется термин "виртуальный". Современные компьютерные технологии позволяют осуществлять совместную групповую работу в удаленном режиме. Виртуальными при этом становятся целые компании. Формирование современных гибких структур довольно сложный и длительный процесс, для которого нет универсальных рецептов: невозможно опыт одной компании механически перенести на другую.
Тесты
1. В каких структурах не соблюдается принцип единоначалия? а) линейно-функциональной; б) дивизиональной; в) матричной; г) проектной. 2. Что можно отнести к современным тенденциям в построении организационных структур управления? а) углубление дифференциации функций; б) развитие иерархии; в) усиление формализации; г) создание автономных рабочих групп. 3. Особенностью дивизиональных структур является: а) создание обособленных производственно-хозяйственных подразделений; б) создание временных подразделений для решения особо важных комплексных задач; в) перенесение рыночных отношений внутрь компании; г) двойное подчинение исполнителей. 4. Высокая централизация управления целесообразна в условиях: а) сложной, динамичной и неопределенной окружающей среды; б) внедрения в организации сложных нетрадиционных технологий; в) массового и крупносерийного производства; г) развития горизонтальных форм управления. 5. Наиболее распространенной адаптивной структурой является: а) сетевая; б) дивизиональная; в) линейно-функциональная; г) матричная. 6. Для каких организационных форм характерно выделение приоритетных областей специализации? а) дивизиональных; б) проектных; в) матричных; г) сетевых. 7. Недостатком линейно-функциональной структуры является: а) нарушение принципа единоначалия; б) перегруженность высшего руководства текущими проблемами; в) отсутствие функционального разделения управленческого труда; г) отсутствие четкого закрепления функций за исполнителями. |
8. Какие структуры можно назвать "внутренними рынками"?
а) матричные;
б) дивизиональные;
в) многомерные организации;
г) сетевые.
9. Производственная департаментализация основана:
а) на создании временных подразделений;
б) разделении по видам деятельности;
в) разделении по продукту;
г) привязке к конкретному рынку.
10. Какие структуры можно назвать гибкими?
а) продуктовые;
б) структуры на базе стратегических единиц бизнеса;
в) структуры, ориентированные на потребителя;
г) проектные.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1