logo
менеджмент уч пособие

А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная

Проектная структура – временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Наряду с существующей линейно-функциональной структурой формируется временная целевая группа из специалистов разного профиля. После завершения проекта группа расформировывается, специалисты возвращаются в свои функциональные подразделения. Таким образом, проектное управление дополняет линейно-функциональную структуру. Проектное управление широко используется в аэрокосмической, электронной, авиационной отраслях промышленности.

Президент компании

Подсистема управления персоналом

Подсистема НИОКР

Подсистема стратегического планирования

Подсистема финансов

Отделение по пр-ву продукта С

Отделение по пр-ву продукта В

Отделение по пр-ву продукта А

Технология

Производство и снабжение

Технология

Производство и снабжение

Технология

Производство и снабжение

Маркетинг

Бухгалтерия

Маркетинг

Бухгалтерия

Маркетинг

Бухгалтерия

Рис. 18. Дивизионально-продуктовая структура

Руководитель компании

Подсистема производства

Подсистема экономики и финансов

Техническая подсистема

Подсистема НИОКР

Подсистема маркетинга

Производственник

Инженер

Экономист

Исследователь

Маркетолог

Руководитель проекта А

Инженер

Экономист

Производственник

Исследователь

Маркетолог

Руководитель проекта В

Исследователь

Производственник

Инженер

Экономист

Руководитель проекта С

Маркетолог

Рис. 19. Матричная структура управления

Матричная структура образуется путем наложения проектной структуры на линейно-функциональную(рис. 19). Здесь члены проектной группы подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они работают постоянно. Трудовые ресурсы могут гибко перераспределяться в зависимости от потребностей каждого проекта. Масштабы использования матричных структур или их отдельных элементов довольно значительны. Обычно матричные структуры охватывают лишь какую-то часть компании. Например, крупная компания в целом построена по дивизиональному принципу, в части отделений используются матричные структуры, а в другой части - линейно-функциональные.

При добавлении к двухмерной матричной структуре дополнительных переменных (территория, рынок, потребитель), получаем так называемую многомерную компанию – "предприятие в предприятии". Ее основу составляют автономные рабочие группы, каждая из которых может быть организована как самостоятельное предприятие. Отношения членов автономной группы с высшим руководством и другими подразделениями такое же, как с посторонними клиентами. Так, в компании Volvoработают так называемые бригады "тележечной" сборки – группы высококвалифицированных специалистов широкого профиля. Они полностью обеспечивают свою деятельность: от получения индивидуального заказа от конкретного клиента на сборку автомобиля, обеспечения себя необходимыми ресурсами до продажи автомобиля. Бригада сама рассчитывается с поставщиками, компанией, работниками и производит другие выплаты, а оставшаяся сумма может быть реинвестирована. Перенесение рыночных отношений внутрь компании привело к появлениюсетевых организаций, в которых вместо иерархической последовательности команд строится цепочка заказов (контрактов). Возможность замены участников сети обусловливает максимальную гибкость такой структуры. Каждый участник сети может обслуживать клиентов и вне сети, что способствует его высокой конкурентоспособности. Следует иметь в виду, что внутренние звенья покупают и продают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на открытом рынке. В сетевых организациях отдельные звенья концентрируют свою деятельность на приоритетных для себя областях специализации.

Применительно к сетевым компаниям используется термин "виртуальный". Современные компьютерные технологии позволяют осуществлять совместную групповую работу в удаленном режиме. Виртуальными при этом становятся целые компании.

Формирование современных гибких структур довольно сложный и длительный процесс, для которого нет универсальных рецептов: невозможно опыт одной компании механически перенести на другую.

Тесты

1. В каких структурах не соблюдается принцип единоначалия?

а) линейно-функциональной;

б) дивизиональной;

в) матричной;

г) проектной.

2. Что можно отнести к современным тенденциям в построении организационных структур управления?

а) углубление дифференциации функций;

б) развитие иерархии;

в) усиление формализации;

г) создание автономных рабочих групп.

3. Особенностью дивизиональных структур является:

а) создание обособленных производственно-хозяйственных подразделений;

б) создание временных подразделений для решения особо важных комплексных задач;

в) перенесение рыночных отношений внутрь компании;

г) двойное подчинение исполнителей.

4. Высокая централизация управления целесообразна в условиях:

а) сложной, динамичной и неопределенной окружающей среды;

б) внедрения в организации сложных нетрадиционных технологий;

в) массового и крупносерийного производства;

г) развития горизонтальных форм управления.

5. Наиболее распространенной адаптивной структурой является:

а) сетевая;

б) дивизиональная;

в) линейно-функциональная;

г) матричная.

6. Для каких организационных форм характерно выделение приоритетных областей специализации?

а) дивизиональных;

б) проектных;

в) матричных;

г) сетевых.

7. Недостатком линейно-функциональной структуры является:

а) нарушение принципа единоначалия;

б) перегруженность высшего руководства текущими проблемами;

в) отсутствие функционального разделения управленческого труда;

г) отсутствие четкого закрепления функций за исполнителями.

8. Какие структуры можно назвать "внутренними рынками"?

а) матричные;

б) дивизиональные;

в) многомерные организации;

г) сетевые.

9. Производственная департаментализация основана:

а) на создании временных подразделений;

б) разделении по видам деятельности;

в) разделении по продукту;

г) привязке к конкретному рынку.

10. Какие структуры можно назвать гибкими?

а) продуктовые;

б) структуры на базе стратегических единиц бизнеса;

в) структуры, ориентированные на потребителя;

г) проектные.