Разбор заданий
1. Наполеон принял неожиданное решение: поднял ружьё спящего человека, вскинул его себе на плечо и занял оставленный утомлённым солдатом пост. Прибывший через некоторое время со сменой сержант увидел, что часовой спит, а император стоит на посту.
Как Вы думаете, что побудило Наполеона поступить так, а не вызвать подразделение для расстрела?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы оцениваете поведение Наполеона?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните с выводами Нормана Коупленда: «Кто наберётся смелости утверждать, что Наполеон совершил ошибку, что он потворствовал такому нарушению долга? Никто лучше его не понимал, что история о «маленьком капрале», взявшем на плечо ружьё, вместо того чтобы вызвать подразделение для расстрела, на следующий день молнией облетит весь бивак и походные колонны. Разве солдат поколебался бы отдать жизнь, идя в бой с таким руководителем? Вы скажете глупо? Глупо ли, нет ли, но это действительность. Во многих случаях великодушие решает успех дела и умный руководитель должен умело пользоваться им».
2. Для ответа на поставленный вопрос можно использовать рассуждения В. Зигерт и Л. Ланг в книге «Руководить без конфликтов» (с. 76). Контроль – это одна из важнейших функций менеджмента. Есть только одна функция выше рангом – это планирование, а точнее – постановка или согласование целей. По логике менеджмента целевая функция находится на первом месте. «Если не доводить цель до своих подчинённых, то и нечего контролировать!» Что такое контроль? «Это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть». Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это достоянием других.
3. При ответе на первый вопрос сгруппируйте контролируемые показатели. Например, возможная группировка может быть такой:
а) Показатели стратегического управления:
- доля рынка сбыта;
- качество продукции (уровень дефектов изделий в процентах от размеров партии; процент изделий, возвращённых на гарантийный ремонт; стоимость претензий потребителей в обороте предприятия и др.);
- уровень обслуживания потребителей продукцией предприятия.
б) Показатели эффективности работы:
- объём продаж;
- валовая прибыль;
- ликвидность;
- отношение прибыли к вложенному капиталу;
- доля авансированного капитала в обороте;
- доля запасов в общей стоимости потреблённых материалов и т.д.
4. Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области контроля должен быть организованным и доброжелательным, что может дать больший эффект, чем жёсткий контроль и жёсткие санкции, хотя последнее во многом определяется видом работ, самостоятельностью выполнения и другими ситуационными факторами (Менеджмент. Учебник / Под. Ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. – М., 1999, с. 169). Необходимы такие качества как коммуникабельность, доверие, открытость. Нормальный контроль – это непрерывный процесс делового общения с работниками. Если Вы хотите помочь сотруднику преодолеть какие-то недостатки (непорядок на рабочем месте, плохой стиль составления деловых писем, недостаточный кругозор и т.д.), то снова и снова вступайте с ним в контакт, напоминайте ему о том, что надо делать, беседуйте с ним, стараясь быть непринуждённым.
Есть управляющие, которые считают, что всё, что не прошло через их руки, чревато ошибками. В связи с этим такие лица стараются контролировать буквально всё, решая сложные вопросы у себя в кабинете. Такой контроль делает людей несамостоятельными и нерадивыми. Подозрительность свидетельствует о неуверенности в себе. Психологи говорят о «проекции». Люди склонны к тому, чтобы «проецировать» свои недостатки на других людей. Помните, у кого отсутствует здоровое чувство собственного достоинства, тот чувствует угрозу, исходящую от других. Не придерживайте негативную информацию о деятельности сотрудника как козырную карту. Исходите из того, что такая тактика контроля бесплодна и даже вредна. Доведите полученную информацию до сотрудника немедленно. Только так вы можете установить с ним деловые отношения и помочь делу (Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М., 1995, с. 98 – 99).
Тесты
1. Является ли контроль одной из основных функций управления?
а) является;
б) нет;
в) иногда да, иногда нет;
г) это зависит от размера организации.
2. Если в должностной инструкции менеджера специально не выделено отдельным пунктом, что он контролирует деятельность своих подчинённых, должен ли он выполнять функции контроля?
а) нет, не должен;
б) если получил устное указание высшего руководства, только тогда должен это делать;
в) должен, даже если это не записано;
г) по своему желанию.
3. Что является главным назначением контроля?
а) наказание виновных;
б) принуждение подчинённых к действию;
в) ограничение подчинённых;
г) предупреждение возникновения кризисных ситуаций.
4. Какой вид контроля направлен на управление будущим для обеспечения длительного функционирования организации?
а) контроллинг;
б) заключительный контроль;
в) самоконтроль;
г) текущий контроль.
5. Контроль ресурсов осуществляется во время:
а) заключительного контроля;
б) текущего контроля;
в) предварительного контроля;
г) предварительного, текущего и заключительного контроля.
6. Системы с обратной связью:
а) имеют цели;
б) не имеют цели;
в) могут иметь, а могут не иметь цели;
г) не имеют чётко сформулированных целей.
7. Самоконтроль, осуществляемый менеджерами организации, можно отнести:
а) к внешнему контролю;
б) к внутреннему контролю;
в) к взаимному контролю;
г) к внешнему, внутреннему и взаимному контролю.
8. Если организация достигла поставленных в плане целей, то менеджеры выберут следующие действия:
а) изменят критерии и стандарты;
б) ничего не будут менять;
в) будут устранять отклонения наиболее подходящим способом;
г) пересмотрят стандарты и устранят отклонения.
9. Если от членов коллектива требуется творческий подход к делу, нужно ли менеджеру ужесточить систему контроля за их дисциплиной?
а) да, нужно;
б) да, нужно, но делать это надо незаметно;
в) нет, жёсткая система контроля за дисциплиной привлечёт больше внимания к формальным элементам дисциплины, а на творчестве отразится отрицательно;
г) нет, менеджеру стоит подумать над гибкой системой контроля дисциплины и качества труда.
10. Можно ли использовать данные контроля для вознаграждения подчинённых?
а) да можно;
б) нет нельзя.
При подготовке по данной теме рекомендуется использовать приведённую ниже литературу.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1