8.2. Содержательные теории мотивации
На протяжении многих лет всё возрастающее число учёных, изучающих психологию поведения человека, работника, пытались выяснить, чем же живут люди, что движет их поступками. Было бы неправильным как игнорировать накопленные знания, так и считать, что каждая точка зрения содержит в себе универсальный ключ к решению проблемы мотивации.
Далее мы познакомимся с теориями, внёсшими наиболее серьёзный вклад в понимание механизмов мотивации, имеющих наибольшее практическое значение для менеджеров. Эти теории делятся на две группы: содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории делают упор на содержании потребностей, побуждающих людей к действиям. Наиболее известной теорией, дающей классификацию человеческих потребностей, является пирамида потребностей Абрахама Маслоу (рис. 21, табл. 8.2.1).
Суть теории А. Маслоу заключается в следующих положениях:
1. Потребности представляют пятиуровневую иерархическую структуру и делятся на первичные и вторичные.
2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворённая потребность иерархической структуры.
3. После того, как потребность удовлетворена, её мотивирующее воздействие прекращается.
4. Процесс мотивации поведения через потребности бесконечен, так как с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, и, следовательно, потребность в самоуважении никогда не сможет быть удовлетворена полностью.
Дальнейшее развитие подхода, основанного на анализе человеческих потребностей, было предложено Альдерфером. Он выделяет только три уровня потребностей:
Е – потребности существования – потребности, связанные с выживанием и воспроизводством, например, еда, одежда, кров;
R – потребности причастности (или принадлежности) – это социальные потребности, которые могут быть удовлетворены за счёт общения с другими людьми, например, потребность в уважении;
G – потребности роста – это потребности не физического роста, а личностного роста, например, потребность в приобретении новых навыков и в самоуважении.
Этот подход получил название «Теория ERG», по первым буквам названий трёх уровней потребностей. Альдерфер делает меньший упор на строгую иерархичность порядка удовлетворения потребностей. Потребности различных уровней могут действовать одновременно, и совсем необязательно существование автоматического перехода от одного уровня к последующему. Возможна компенсация потребностями более низкого уровня там, где потребности высокого уровня не могут быть удовлетворены. Этот подход является полезным усовершенствованием подхода Маслоу, хотя и есть явные совпадения в выделенных уровнях потребностей, показанные на рис. 22.
Этапы процесса мотивации | Поведение человека |
1. Возникновение потребности |
Человек ощущает недостаток чего-либо |
2. Поиск путей устранения потребностей |
Человек ищет возможность устранить потребность: удовлетворить, подавить, не замечать |
3. Определение целей и направления действий
при необходимости |
Человек решает, что нужно сделать, чтобы устранить потребность.
|
4. Осуществление действий | Человек затрачивает определённые усилия. Здесь может потребоваться корректировка усилий, т.е. переход к этапу 3 |
5. Получение вознаграждения | Человек получает то, что непосредственно может удовлетворить потребность либо то, что может отменять желания. Здесь же выясняется: насколько выполненное действие дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо сохранение, либо усиление, либо ослабление мотивации |
6. Устранение потребности |
Снятие напряжения, вызванного потребностью |
Рис. 20. Мотивационный процесс
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1