logo search
Pechat_otvety

96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.

Управленческий анализ базируется на данных управленческого учета. Предметом его деятельности являются производственные затраты, связанные с процессами приобретения ресурсов, производства и реализации в необходимых для предприятия параметрах. Результаты анализа используются в оперативном, тактическом и стратегическом планировании.

Управленческий анализ охватывает различные аспекты внутрихозяйственной деятельности предприятия и имеет различное назначение

По времени проведения можно выделить следующие виды анализа:

периодический годовой;

квартальный;

месячный;

декадный;

ежедневный;

сменный;

разовый;

непериодический.

Цель анализа - выявить причинные связи между событиями (полученными конечными результатами, состоянием парам? ров производственно-хозяйственных процессов) и условиями, которые привели к данным событиям или которые могут возникнуть в будущем.

Управленческий анализ — это часть экономического анализа, представляющая собой систему специальных знаний, связанную с исследованием ресурсов предприятия в увязке

Содержание управленческого анализа определяется его целями, объектами исследования и предметом. По существу, содержание дает ответы на вопросы: что исследуется, как и для чего проводится анализ?

Цель управленческого анализа — получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину экономического, хозяйственного состояния и финансовых результатов деятельности предприятия.

Система целей управленческого анализа — это:

— оценка места предприятия в данном сегменте бизнеса;

определение организационно-технических возможностей предприятия; оценка конкурентоспособности продукции,

емкости рынка;

— анализ ресурсных возможностей увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования средств труда, предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;

— анализ возможных результатов производства и реализации продукции и пути ускорения процессов производства и продажи;

— принятие решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых образцов продукции;

— разработка стратегии управления затратами на производство по отклонениям, по центрам затрат, ответственности;

— выбор политики ценообразования;

— анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Объект анализа — это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами управленческого анализа могут быть: деятельность предприятия в целом, или производство, или расходы, или финансовые результаты, или анализ сегмента рынка, или комплексный анализ эффективности использования ресурсов и т.д.1.1. Цель, основные понятия, задачи управленческого анализа.

Субъект анализа — человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические отчеты (записки) для руководства, т.е. аналитик.

• устанавливает основные закономерности развития пред-

приятия;

• выявляет внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер отклонений и является инструментом обоснованного планирования;

• способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, указывая направления поиска резервов и пути их реализации;

• воздействует на совершенствование механизма самоокупаемости предприятия, а также самой системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути лучшей организации управления.

Сравнительная характеристика видов анализа

Область сравнения

Финансовый анализ

Управленческий анализ

Пользователи информации

Внутренние, сторонние, заинтересованные

Руководители организации и её подразделений

Объекты анализа

Организация как единое целое

Организация как единое целое и её подразделения

Источники информации

Формы бухгалтерской отчетности

Комплекс экономической информации

Единицы измерения для расчета показателей

Денежная форма

Натуральная и денежная форма

Периодичность анализа

В соответствии с датами составления отчетности (квартал, год)

По мере необходимости и для внутренних регламентаций

Доступность результатов информации

Доступна для всех

Строго конфиденциальна (только для менеджеров организации)



 По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ; оперативный анализ; теку­щий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период. Такая классификация соответствует содержанию основ­ных функций, отражающих временное этапы управления:

1. Этап предварительного управления (функция планирования).

2. Этап оперативного управления (функция организации управле­ния).

3. Заключительный этап управления (функция контроля).

В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие общеметодологические принципы:

* системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая в свою очередь из ряда подсистем;

* принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;     

* динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм;

* принцип учёта специфики предприятия (отраслевой и региональной).