logo
Pechat_otvety

23. Рынок: сущность, функции и виды.

Рынок- система отношений продавцов и покупателей, которая определяет объемы производства разных благ и их цены на основе взаимодействия спроса и предложения.

В экономике рынок выполняет следующие ФУНКЦИИ:

Классификацию рынков можно произвести:

1) по функциональной роли объектов рыночных отношений. В соответствии с эти критерием выделяют:

2) по отраслевому признаку:

3) по критерию локализации рынка, его границ и масштабов: региональные, национальные и мировой рынки.

4) по степени развития конкуренции:

5) по характеру продаж выделяют: оптовый и розничный рынки

К преимуществам рынка относят:

  1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

  2. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь дан­ные о цене и издержках производства.

  3. Гибкость-высокую адаптивность к изменяющимся услови­ям,

  4. оптимальное использование результатов НТР,

  5. свободу выбора и действий потребителей и предпринима­телей,

  6. повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рынка:

На рынке не учитываются экологические потребности людей, существуют социальные и общественные потребности населения страны в целом( которые должно обеспечивать государство, а не рыночная система ), любая рыночная экономика не может функционировать без денег, рынок порождает социальное неравенство

Фиаско рынка — это рыночная ситуация, когда равновесие на рынке, возникшее в процессе взаимодействия агентов (обмен, торговля, производство), не является эффективным. Само по себе «фиаско» рынка — это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма. Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

Структуры рынка в отдельных странах, регионах, отраслях производства могут быть очень разнообразными, однако это многообразие сводится к сочетанию нескольких типов экономических ситуаций, различающихся возможностями отдельных продавцов и покупателей влиять на формирование рыночной цены товара. В современной экономической теории различают четыре островных типа рыночной структуры – чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Их отличия можно провести по следующим параметрам:

Для описания изменения выручки при увеличении количества продаваемой продукции на всех типах рынка используются показатели валовой, средней и предельной выручки (R - англ. revenue – доход).

Валовая выручка (TR) – это ее общая величина при разных возможных количествах реализуемой продукции. TR= Р·Q.

Средняя выручка (АR) – это выручка, приходящаяся на единицу продукции при разных возможных объемах продаж. .

Предельная выручка (МR) – это прирост объема выручки при продаже дополнительной единицы продукции Q: .

При любом типе рынка фирма максимизирует прибыль (разницу между выручкой и издержками), достигая объема выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам (МR=МС). Если МR>МС, фирма упускает часть прибыли, которую она могла бы получить, произведя дополнительное количество продукции, которая обеспечит прирост выручки больший, чем прирост затрат на нее. Если МR<МС, фирма теряет часть прибыли, так как предельная (последняя) единица продукции обходится ей дороже, чем получаемый от нее прирост выручки от ее продажи. Следовательно, фирме следует сократить объем выпуска продукции до оптимального, при котором МR=МС.