logo
Pechat_otvety

141. Факторный анализ прибыли

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

- изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

Pn =N-Sпр-Sком-Sупр

Где N – выручка;

Sпр – с/с реализованной продукции;

Sком – коммерческие расходы;

Sупр – управленческие расходы;

Pn – прибыль от продажи.

Анализ 1 уровня прибыли по факторам первого порядка происходит следующим образом

базисный

отчетный

изменение

влияние на P n

N

600

620

+20

+20

S пр

360

350

-10

+10

Sком

140

170

+30

-30

Sупр

110

105

-5

+5

P n

-10

-5

+5



Таким образом, снижение с/с на 10 единиц и управленческих расходов положительно влияют на прибыль, а увеличение коммерческих расходов – отрицательно.

Факторами второго порядка являются те факторы, которые воздействуют на факторы первого порядка (объем реализации, структура, уровень цен и т.д.).

Для анализа 2 уровня необходимо скорректировать показатели с учетом инфляции.

базисный

отчетный

отчетный скорректир.

N

900

1050

991

S пр

520

530

500

Sком

170

170

160

Sупр

80

95

90

P n

130

255

241



  1. Изменение прибыли под влиянием количества реализованной продукции определяется путем:

  1. Изменение прибыли под влиянием изменения с/с:

  1. Изменение прибыли под влиянием изменения коммерческих расходов:

  1. Изменение прибыли под влиянием изменения управленческих расходов:

  1. Изменение прибыли в результате изменения цен:

  1. Изменение прибыли в результате изменения структуры производства и реализации продукции:

По результатам ранжируются наиболее значимые факторы, и определяется возможность влия