47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
Спрос – это платежесп-ная потр-ть пок-лей в дан. т-ре при дан. цене. М\у рын-й ценой т-ра и тем кол-вом, на к-рое предъяв-ся D, сущ-ет опред. соотн-е: чем выше цена, тем мень/ число тех, кто согл-ся купить дан. товар, т.е. мень. ур-нь D (при дан. ур-не дох-в); и, наоб-т, чем ниже цена, тем бол. б/т число пок-лей и кол-во приобр-го т-ра.
Ф-ры, влияющие на D: доходы пок-лей (I), их вкусы и предпочт-я (T), их число на рынке (N), цены т-ров зам-лей (Pc) и доп-мых т-ров (Ps), цена т-ра. Ф-ция спроса – это взаимосвязь м/д жел-ми потр-лей иметь тот или иной товар и опред-щими его ф-рами. Qd= f (P,I,T,Ps,Pc,N), если все ф-ры не измены, кроме цены, то Qd= f (P). Если изм-ся объем (вел-на) спроса, то движ-е по кривой; а если изм-ся сам спрос, то движ-е самой кривой. Объем D мен-ся если мен-ся цена, а сам D мен-ся если мен-ся др. ф-ры (хотя бы 1). Цена D – мах-ная цена, кот. согл. упл-ть потр-ль при пок-ке дан. т-ра. Кривая D – кривая спроса. Проецируя на нее цены, м/о опр-ть, как изм-ся вел-на D при изм-ии P. Если при цене Р1 потр-ли согл-ны купить т-р в объеме Q1, то при бол. низкой цене Р2 – кол-во Q2.
Обычно предпол-ся, что кривая спроса имеет отриц-ный наклон. С эк-кой т.з. это озн-ет, что объем покупок обратно пропорционален ур-ню цены. Эта завис-ть наз-тся законом спроса.=>, при прочих равн. усл-ях сниж-е цены приводит к увел-ю V спроса и, наоборот, рост цены ведет к сниж-ю V спроса на прод-ю. В основе законом D лежат сл-щие парам-ры повед-е потр-лей:
психология потр-ля, т.е. он склонен приобретать больше прод-ии при снижении цен.
З-н уб-щей пред. полез-ти, т.е. кажд. последующая ед-ца т-ра, имеет меньш. ценность для потр-ля и он готов оплатить эти т-ры по меньшей ст-сти.
действия эф-та дохода и эф-та замены. Эф-т дохода – это уменьш. V потр-ния опр-го блага, при росте P на него и увел-е потр-ния блага при уменьш. цен на него, при неизм-ом ур-не дохода дан. потр-ля. Эф-т замены-при росте P на опр.т-ры пок-ль стрем-ся приобр-ти взам. др. т-ры, имеющ. более низ. P и удовл-щие подоб. потр-ти.
Предл-е – то кол-во т-ров, к-рое прод-цы готовы предст-ть к продаже при дан. цене. Все прод-цы стремятся продать свой товар по самой выс. цене, и чем выше б/т цена, тем больш. кол-во т-ра будет предл-но для продажи, т.е. б/т увел-но предл-е.
Ф-ры предл-я: число прод-цов на рынке, ур-нь техн-гии (K), налоги (Т), цена пр-кта, взаимозам-мые т-ры, цены рес-сов и ф-ров пр-ва (Pres). Qs= f (Pres,K,P,I,T,Ps,Pc,N). Сущ-ет прям. завис-сть P и вел-ной S.Цена предл-я – min-ая цена , по к-рой продавцы согл-ны прод-ть на рынке данное кол-во т-ров. Кривая S – кривая предл-я. Двигаясь по кр. S вверх, виден рост объема (кол-ва) S т-ра от Q1 до Q2 под вл-ем возросш. P на него; дв-е вниз по кр. озн-ет сниж-е объема предл-я от Q2 до Q1 под вл-ем сниж-хся цен на этот т-р. Т.О., объем предл-я товара увел-ся при росте P и уменьш. при ее сниж. В этом сост. смысл закона предл-я. Он действ., поск-ку у произв-ля есть желание при повыш. P на его прод-ю изгот-ть и реализ-ть больш. ее объем для получ-я наиб. прибыли. Низкие цены, наоб-т, не б/т стим-вать пр-во т-ра, и объем предл-я сниз.
В эк-ке для учета ф-ра вр-ни прим-ся 2 типа м-ли. Динамич-е м-ли пок-ют сам процесс, и вкл-ет в себя завис-ти D, S и P во вр-ни. Статист-е м-ли яв-ся на опред-й фиксир-й период (год, квартал, месяц), связи ее переем-х во вр-ни не анализ-ся. Ф-ры вр-ни необх-мо уч-ть при анализе п/п-тия, поск-ку реакция п/п-тия на изм-ие парам-ов рынка запаздывает.
Рын-ное простр-во м. разд-ть на 4 зоны, отр-ли:1. Цены нах-ся выше цены D и S, к-рые выгодны только пр-цу, т.е. избыт-е предл-е.2. P D ниже, а p S выше, это не выг-но никому.3. И p S и p D нах-ся ниже,=> p выгодны т/о потр-лю, т.е. избыт-й D.4. p выгодны и прод-цу и пок-лю=> сущ-ет возм-ть совместного действия.
Устойчивое равновесие: вел-на D = вел-не S.
Равновесие наз-ся устойч-м, если откл-е от него сопр-тся возвр-ем к первонач-му сост-ю. В противном сл-е и/т место неуст-ое равновесие.
Рассм-м снач. устойч-е равнов-е. Сущ-ет 2 осн. подх. к ан-зу уст-я равнов. p: Л. -Вальраса и А. Маршалла. Гл. в подх.Вальр. яв-ся раз-ца в объеме спроса Q2 — Q1 при цене Р1 (см.рис.a), в рез-те конк-ции пок-лей проис-дит повыш. p до тех пор, пока не исч-ет из-ток. В сл. изб-ка предл-я (при p Р2) конк-ция прод-ов прив-ит к исчезн-ю изб-ка.
Гл. в подх. Марш. яв-ся разн-ть p Р1 - Р2. Он исх-т из того, что прод-цы прежде всего реаг-ют на разн. p D и p S. Увелич-е (уменьш-е) V предл-я сокр-ет эту разн-ть и тем сам. спос-ует достиж-ю равнов. p (см.рис.б). Кор-й период лучше хар-ся м-лью Вальр., длит-й — м-лью Марш.Рынок стихийно, авт-ски спос-ет формир-ю равнов/ цен (этот процесс Смит назвал мех-мом «невидимой руки»). Превыш-е p D над p S спос-ет перераспр-ю рес-ов в пользу отр-лей с выс.платежесп-ным D.
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.