logo
Pechat_otvety

57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.

Олигополия яв-ся одной из самых распростр-х стр-р рынка в совр-ой мировой эк-ке.

В больш-ве стран мира почти все отрасли тяж. пром-сти (металлургия, а/мстроение, эл-ка, судо- и самолетостроение), а также фармацевтич., топливн. пром-сть имеют такую стр-ру.

Основные черты олигополии:

  1. немногочисл-ть и крупн. размеры фирм. Формально к олигополии отн-ят те отрасли, где неск-ко крупнейш. фирм (от 3 до 8) произв-ят более пол-ны всей выпуск-ой прод-ии отрасли. Если же концентрация пр-ва оказ-ся ниже, то отрасль сч-ют действ-щей в усл-ях моноп-ской конкур-ии. Если 2 круп. фирмы в отрасли вып-ют более пол-ны всего суммарного оборота отр-ли, то такую модель рынка наз-ют дуополией.

  2. Однор-сть или разно-сть выпускаемой прод-ии, т.е. товар м б одинак. или знач-но диффере-ванным.

  3. Нал-е крупн. бар-ров для входа на р-ок и выхода с него (они св-ны с эф-том масштаба, больш. расх-ми на рекламy, сущ-щими патентами и лиц-ми).

  4. Значит. контроль над рынком (фирмы в ус-ях олиг-лии обл-ют рыночной вл-тью и ведут себя страт-ски, т.е. принимая реш-ие о цене и объеме пр-ва каждая фирма учит-ет ответные д-вия конкур-тов и стремиться к своей конечной цели с учетом этой реакции).

  5. Имеет место неравный доступ к инф-ции для фирм в отрасли.

В РФ олигополистический хар-р носят те отрасли, на кот. опирается отеч-ная эк-ка: черная и цв. метал-гия, нефтяная пром-сть, а/мстроение и машиностр-е, фармац-ская пром-сть, нефтехим. Пром-сть, пр-во отеч. аудиотехники, бытовой техники, видеотехники и т.д.

Гл. прич. формир-я олигополии яв-ся эк-мия на масштабах пр-ва. Отрасль приобр-ет олигополист. стр-ру в т. сл-е, если крупный размер фирмы обесп-ет сущее-ную эк-ю изд-ек. В осн-ом п/п-ия укрупнялись пост-но. Ист-ия знает немного сл-ев, когда фирма- гигант созд-лась на пуст. месте путем единоразовых огр-х инвест-й (в осн-ном инвест-м было гос-во).

Сущ-т неск-ко м-лей стратегич пов-ния фирм-олигополистов:1.модель картеля,2.лидерство в ценах,3. ценовые войны,4. модель дуополии Курно,5. модель теории игр,6. модель «издержки +»,7. модель ломаной кривой спроса

Модель картеля.Фирмы, объед-е в картель, нач-ют дейст-ть как чистая монополия. Классич. картель предпол-ет устан-е м/у фирмами согл-я:

В наст. время картели сущ-ют и преследуются властями всех стран как тайные сговоры. Пр-ка разовых ценовых сговоров распр-нена весьма широко, н-р, на потребит. рынке России период-ки возникает дефицит то сливоч. масла, то бензина. Потом эти товары вновь появ-ся с сильно завыш-ми ценами у всех прод-цов. Нередко также ф-ции, близкие к карт-ным пытаются осущ-ть на пост. основе разнообр-ые ассоц-ии (импортеров чая, прод-цы цветов, влад-цы бензоколонок и т.д.)

Модель лидерства в ценах.Все фирмы отрасли, устан-вая цены на свою прод-ю следуют за ценовым лидером – доминир-щей в отр-ли фирмой, на кот. прих-ся основная доля выпуск-мой прод-ии. Рос-ая а/м-ая пром-ть – классичю пример олигополии. Самост-х произв-лей а/м в стране немного. Лидером в ценах на отеч. Легк-е а/м постоянно выступал «АвтоВАЗ».

Модель ценового соперничества. Для того, чтобы увеличить свою долю на рынке, фирма-олигополист снижает свою цену. Конк-ты вынуждены будут тоже снижать цену, иначе весь рынок захватит первая фирма. Ценовые войны выгодны потр-лям, поск-ку приводят к общему сниж-ю цен на товары.Пример: в наст. время ценовые войны привели к сниж-ю тарифов на услуги сот. связи.

Модель дуополии Курно. Эта модель была предложена Огюстеном Курно в 1938 году.

Дуополия – это рыночная стр-ра, при которой 2 прод-ца яв-ся единств-ми произв-лями стандартиз-го товара, не им-щих близких замен-лей.

М-ль дуополии сост. в том, что выручка, а след-но и прибыль, кот. получит фирма, зависит не т/о от ее реш-й, но и от реш-й фирмы-конк-та, также заинтерес-го в получ-ии прибыли. Процесс принятия реш-ий на олигоп-тич. рынке напом-ет ан-з шахматной партии, где игрок ищет самые сильн. ответы на возм-е вар-ты ходов противника.

Пусть обе фирмы имеют примерно одинак.затр. на пр-во прод-ии и АС=МС. Каждая фирма опр-ет объем вып-ка, позв-щий макс-ровать прибыль, заранее зная объем выпуска фирмы-конк-та.

Ф-ция реагирования пок-ет, как мен-ся объем выпуска одн. фирмы, максимизирующей прибыль в завис-и от объема выпуска др. фирмы, который яв-ся фиксир-ным.

Равновесие Курно достиг-ся в т. пересеч-я 2-х кр-х реагир-ния.