logo
Pechat_otvety

7. Планирование и контроль в системе менеджмента.

ПЛАНИРОВАНИЕ - это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью кот руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов орг-ции к достижению ее общих целей.

Принципы планирования.

*yчacтиe в плaниpoвaнии мaкcимaльнoгo чиcлa coтpyдникoв пoзвoляeт пoвыcить эффeктивнocть выпoлнeния paбoты, тaк кaк yчитывaютcя иx интepecы, a, cлeдoвaтeльнo, пoвышaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв paбoтoй;

*нeпpepывнocть: плaны cлyжaт ocнoвoй для дaльнeйшeй paбoты;

*гибкocть: вoзмoжнocть кoppeктиpoвки плaнoв в cooтвeтcтвии c измeняющимиcя ycлoвиями;

*экoнoмичнocть: зaтpaты нa плaниpoвaниe знaчитeльнo мeньшe пoлyчaeмыx выгoд;

*oбecпeчeниe paбoты нeoбxoдимыми мaтepиaльными и opгaнизaциoнными pecypcaми

Виды планирования:

По широте охвата:

-корпоративное планирование (для всей компании в целом);

- планирование по видам деятельности (планир-е произ-тва );

- планирование на уровне конкрет подразделения (план-ние работы цеха).

По функции: производственное; финансовое; кадровое; маркетинговое.

По временному периоду: долгосрочное планирование - 5 лет и более; среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет; краткосрочное планирование - до года.

По степени детализации планов: стратегическое планирование; оперативное или тактическое планирование.

Контроль – это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

Целью контроля выступают:

1. выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения;

2. обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.

Объектом контроля являются:

– средства и предметы труда;

– персонал;

– производственные и управленческие процессы.

Для осуществления контроля необходимо:

1. наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей-либо деятельности, если неизвестны ее цели;

2. наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы.

Задачи контроля: изучает положение дел в организации, отслеживает тенденции ее развития, выявляет нарушения и ошибки, является основой вознаграждения, оринтирует, на что нужно обращать внимание.

Выделяют три основных вида управленческого контроля:

1. предварительный;

2. текущий (оперативный);

3. заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Целью такого контроля является определение оптимальности разработанных планов путем моделирования будущей деятельности.

Текущий контроль производится от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.

Заключительный контроль – фактически полученные результаты сравнивают с требуемые

В управленческом контроле используются следующие типы нормативов: натуральные, затратные, капитальные, доходные, программные, нематериальные, целевые.

Контроль делится на внутренний и внешний.

Внешний – осуществляется рук-ями и спец.работниками (контролерами)

Внутренний – осущ-ся самими сотрудниками с целью выявления слабых мест, резервов