logo
Pechat_otvety

36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Совокупный спрос – сумма всех расходов на конечные т-ры и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

Стр-ра совокупного спроса вкл-ет: спрос на потребител т-ры и услуги (С); спрос на инвестиц т-ры, предъявляемые фирмами (I); спрос на т-ры и услуги со стороны гос-ва (G); спрос на чистый экспорт (Xn).

Кривая совокупного спроса, AD, показывает кол-во т-ов и услуг, кое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

P – общий ур-нь цен

Y – реальный ВНП

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется тремя эффектами:

Эффект процентной ставки. Рост ур-ня цен заставляет и потр-лей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает % ставку. Поэтому покупатели откладывают сови покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В рез-те совок спрос умен-ся.

Эффект реального богатства. В рын эк-ке богатство дом хоз-в представлено в виде различных финансовых активов (акций, облигаций, срочных счетов). Рост цен обесценивает финанс ср-ва населения, с увеличением темпов инфляции люди становятся беднее. Это озн-ет, что совок спрос будет умен-ся при росте цен, что и показывает кривая совок спроса.

Эффект импортных закупок. Рост цен на отечест т-ры и услуги приводит к увеличению спроса на импорт т-ры и услуги. В рез-те чистый экспорт стан-ся меньше и вел-на совок спроса также уменьшается.

На вел-ну совок спроса влияют неценовые факторы, которые сдвигают кривую AD вправо и влево. К ним относится все, что воздействует на потребительские расходы населения, инвестиционные расходы фирм, гос расходы, чистый экспорт: благосостояние потр-лей, их ожидания, налоги, % ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, усл-ия на внешних р-ах и т.д.

Совокупное предложение – это общее кол-во конечных т-ов и услуг, произведенных в эк-ке (в стоимостном выражении). Это понятие часто исп-ют как синоним ВНП (или ВВП).

На способность эк-ки произвести тот или иной объем т-ов и услуг влияет кач-во и кол-во применяемых факторов пр-ва (земли, труда, капитала).

AS = зарплата + рента + процент + прибыль

Кривая совок предложения, AS, показывает какой объем совок выпуска м.б. предложен на р-к производителям при разных значениях общего ур-ня цен в эк-ке.

На совок предложение влияют ценовые и неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совок предложения AS, то неценовые смещают кривую вправо, при умен-ии издержек и влево, при их увел-ии.

К неценовым факторам отн-ся те, к-ые могут изменить издержки: цены на эконом рес-сы; изменение технологии пр-ва; налог политика гос-ва; трансфертные платежи (субсидии, дотации).

Относительно формы кривой AS не сущ-ет единства мнений. Она по разному интерпритируется в классической и кейнсианской школах.

Y`- потенциальный выпуск

1.горизонтальный (кейнсианский) отрезок

2.промежуточный (восходящий) отрезок

3.вертикальный (классический) отрезок

Кейнсианский подход анализирует эк-ку в краткосрочном п-де времени, в теч-ии к-го цены факторов пр-ва (в 1ую очередь з/пл) остаются фиксированными при изменении общего ур-ня цен. Поэтому кейнсианской модели соотв-ет горизонтальный отрезок кривой AS.

Классический подход позволяет анализировать эк-ку в долгосрочном п-де времени, в к-м цены факторов пр-ва изм-ся под влиянием изменения ур-ня цен. Экономисты классич школы сч-ли, что рыночная система в долгосрочном п-де обеспечивает полное использование рес-ов в эк-ке, т.е. достигается потенциальный ВВП Y`. Поэтому кривая AS в классической модели вертикальна и фиксирована на ур-не потенциального объема пр-ва.

Равновесие на товарном р-ке наступает тогда, когда совок спрос равен совок предложению. Соотн-е совок спроса и совок предложения опр-ют ур-ни реального ВНП и цен, установившихся данный п-д. Общее равновесие достигается в точке первечения AD иAS, и озн-ет, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. ур-нь цен таков, что покупатели готовы покупать столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.