logo
Pechat_otvety

97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).

сведения о теории принятия решений, теории оптимальных решений, психологической теории решений1

В современной практике управления существует достаточно большое количество научных дисциплин, освященных вопросам принятия решений. Назовем только основные из них - это: системный анализ; экономическая кибернетика; математическое программирование; теория игр; теория статистических решений; теория оптимального автоматического управления и ряд других. Все эти дисциплины занимаются рассмотрением одной и той же проблемы - научного анализа ряда возможных способов действия с целью нахождения такого из них, который в данных условиях был бы наилучшим. Иными словами, они занимаются рассмотрением проблемы принятия оптимальных решений, но применительно к объектам управления различной природы и в различных условиях их существования. В этом смысле их можно считать составными частями единой научной дисциплины, для обозначения которой применяется термин «теория принятия решений» (ТПР). Теория принятия решения - это совокупность научных дисциплин, занимающихся рассмотрением проблемы принятия оптималь-ныхрешений применительно к объектам управления различной природы и в различных условиях существования. Но не только эти научные дисциплины занимаются проблемой принятия решений. Важность проблем, связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников, представляющих подчас далекие друг от друга области научных и технических знаний. Это не только математика и кибернетика, но и психология, и социология, логика и нейрофизиология, экономика, право и технические науки. Следствием этого внимания является интенсивное развитие соответствующих научных представлений и методов [4]. Каждая их упомянутых наук вносит свой вклад в научные основы принятия и осуществления решений применительно к разным типам и аспектам решений. К теоретическим и практическим вопросам разработки и реализации решений в области хозяйственной деятельности имеют отношение все общественные науки, а также такие дисциплины, как общая и математическая статистика, широкий круг математических дисциплин, экономико-математические методы, теория вероятностей, исследование операций, математическая теория игр, векторная оптимизация, теория измерений и др. В научных основах принятия решений сочетаются не только чисто научные моменты, но и относящиеся к искусству принятия решений, т.е. организационные, интеллектуальные и психологические способности людей. В настоящее время развиваются две основные части теории принятия решений:

• нормативная теория принятия решений;

• поведение людей (в действительности), которые принимают самые разнообразные решения.

При всем различии целевых установок обе части теории принятия решений функционально взаимодействуют между собой.

Нормативная часть теории принятия решений при рассмотрении ситуации принятия решения использует критерии и процедуры, реализация которых ведет к выбору оптимального действия (альтернативы), т.е. к принятию оптимального решения. Нормативную часть теории принятия решений называют теорией принятия оптимального решения. Она развивалась в значительной степени благодаря успехам, достигнутым в области исследования операций.

Надо иметь ввиду, что теория принятия оптимальных решений говорит о том, как выбирать оптимальное решение, ведущее к поставленной цели, но не дает рекомендаций, как следует выбирать эти цели или как оценить поставленные и принятые цели: являются ли они конструктивными или деструктивными. Она оперирует с критериями и процедурами принятия решений, которые можно считать оптимальными только в рамках той модели ситуации, которой руководствовалось ЛПР, и в свете информации, которой оно располагало, безотносительно к тому, соответствует эта информация объективным характеристикам данной ситуации или не соответствует.

Один из основных и наиболее трудных вопросов теории принятия оптимальных решений - описание условий, которые должны быть выполнены, чтобы решение было оптимальным, т.е. формулирование положений (постулатов), касающихся оптимальности и называющихся, поэтому постулатами оптимальности, а иногда критериями оптимальности.

Согласно обыденным представлениям человек действует рационально (оптимально), если, следуя принципам логики, анализирует все варианты действий и выбирает лучший из них, осуществляя это хладнокровно даже в условиях стрессовых ситуаций, т.е. таким образом, что на его решение не оказывают отрицательного влияния ни эмоциональные процессы, ни догматически понимаемые принципы и предрассудки. Однако теория оптимальности не может опираться только на понятие оптимальности в таком упрощенном значении этого слова. В настоящее время делаются настойчивые попытки определить условия оптимальности строго формально, исключив элемент субъективности. Наибольшее признание получили два следующих постулата оптимизации: последовательности и максимизации. Постулат последовательности гласит, что для принятия оптимального решения следует упорядочить совокупность альтернатив с точки зрения предпочтения лица, принимающего решение. Допустим, задана совокупность А, состоящая из альтернатив X, YHZ. Отношение > указывает на их упорядочение: А'>Кознача-ет. что альтернатива^предпочтительнее альтернативы У. Согласно сформулированному постулату лицо, принимающее решение, должно упорядочить альтернативы из данной совокупности, положив, например, X>Y>Z. Слабое упорядочение альтернатив, принадлежащих А, возможно когда отношение >_обладает следующими свойствами:

• связностью: если Х>Кили Y>X, то X>Z или Y>Z;

• транзитивностью: если X>Y и Y>Z, то X>Z.

Связность означает, что альтернативы X и F сравнимы для ЛПР, т.е. ЛПР всегда может сказать, какая из них лучше, или установить, что они одинаково привлекательны. Транзитивность означает согласованность предпочтений, относящихся к альтернативам. В данном случае, если ЛПР считает, что X предпочтительнее, чем Y, a Y предпочтительнее, чем Z, то на основании этого можно считать X предпочтительнее, чем Z.

Постулат максимизации утверждает, что окончательными условием оптимального решения является использование максимизации, т.е. выбор такого действия, которое максимизирует целевую функцию. Или иначе, человек принимает ту альтернативу, которая для него является наилучшей в определенном смысле.

Дана совокупность А, состоящая из альтернатив XF Х2, Х.}X.

На этой совокупности задана целевая функция U(a). Согласно принципу максимизации альтернатива ХП оптимальна, если именно при ее выборе функция цели достигает максимального значения:

U(X.)>U(X,) для i = 1, 2,..., п

Постулат, предписывающий выбор действия, наилучшего с точки зрения реализации целей данной личности, согласуется с интуитивным пониманием рациональности. В теории оптимальных решений оперируют приближенным (модельным) описанием реальных явлений на основе формализации. Такое описание проводится в терминах математической логики, исследования операций, математической статистики, теории игр и т.п. Язык формализованных моделей не является универсальным и требует дальнейшего совершенствования применительно к описанию проблемных ситуаций. В теории оптимальных решений рассматриваются два класса задач:

• закрытые или замкнутые;

• открытые.

Замкнутые задачи - это хорошо определенные задачи. При этом предполагается, что ЛПР располагает полной информацией о множестве альтернативных вариантов и решений и вытекающих из них последствий. Возможные варианты действий можно упорядочить, применяемая система ценностей не противоречива.

Такая жесткая система упрощающих предположений позволяет применять при решении замкнутых задач формальные методы поиска оптимальных решений. К подобным задачам, в частности, относятся алгоритмические, решаемые на низших уровнях системы управления или в ходе управления техническими системами и технологическими процессами.

По открытым задачам приходится принимать решение в ситуациях, когда отсутствуют какие-либо данные о возможных альтернативных вариантах действий и их последствиях. Это задачи, имеющие инвестиционный, инновационный, социальный и другой слабо прогнозируемый характер.

Существенным дополнением к теории оптимальных решений является психологическая теория решений. Обращение к данному научному направлению связано с двумя аспектами.

Во-первых, одной из актуальных и важных проблем в принятии решений является проблема организации человеческой системы переработки информации. Изучением человеческой системы переработки информации занимается когнитивная психология. За последние 30 лет психологами разных стран были выполнены многочисленные эксперименты, позволившие получить интереснейшие сведения о восприятии, о памяти, о работе человеческого мозга. Из столь широкого спектра полученных результатов отметим только то, что непосредственно относится к проблеме принятия решений человеком (ЛПР).

Человеческая система переработки информации прекрасно приспособлена к решению многих задач, в том числе и многофакторных, если число факторов невелико. Кроме того, обладая набором эвристик, ЛПР может решать задачи любой сложности, предварительно упрощая их и приспосабливая к своим ограниченным возможностям. Однако все эвристики обладают таким свойством: они хорошо подходят для большинства случаев, но в некоторых - ведут к логическим ошибкам и противоречиям. Поэтому особенно трудны для ЛПР многокритериальные задачи (многофакторного характера), которые часто решаются с ошибками. Во-вторых, если бы ЛПР действовали точно в соответствии с принципами рационального выбора, если бы их предпочтения были всегда транзитивны, они бы не принимали ошибочных решений, и тогда не было бы необходимости в рекомендациях психологической теории решений. Психологическая теория решений - это система мотивированныхутверждений,раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия решений.

В психологической теории решений выделяют следующие важнейшие классы утверждений:

1. Касающиеся того, как у людей возникает представление о ситуации принятия решения. Такое представление является субъективным образом этой ситуации. Психологи обнаружили, что очень часто ЛПР упрощает ситуацию, забывая или игнорируя некоторые альтернативы или их последствия.

2. Описывающие процесс оценки субъективной ценности того или иного варианта действия, называемого полезностью. Это важнейший класс утверждений, поскольку полезность последствий альтернатив в значительной степени определяет характер принимаемого решения.

3. Касающиеся субъективной оценки вероятностей обстоятельств, определяющих последствия принятого решения. Психологи обнаружили, что ЛПР переоценивают вероятности наступления маловероятных событий и одновременно недооценивают вероятности наступления очень правдоподобных событий. В данном случае можно как пример привести известный феномен Ф. Ирвина - завышение значимости и вероятности желательного результата и занижение вероятности нежелательного [5,9].

4. Касающиеся стратегии линии поведения. Они описывают, как ЛПР интерпретирует информацию о полезности исходов и их вероятности, и какие правила выбора альтернатив при этом используют. Психологи обнаружили, что в простых задачах, связанных с риском, ЛПР обычно выбирают стратегии, максимизирующие субъективно ожидаемую полезность, которую они представляют как линейную комбинацию субъективной вероятности исходов их полезности.

5. Описывающие факторы, управляющие процессом принятия решений. К их числу принадлежат влияние окружающей среды, личные особенности ЛПР, влияние социальной группы. В психологической теории решений доказывается, что чем сильнее у ЛПР выражена потребность в самоутверждении, доминировании и чем более он по характеру агрессивен, тем более активно проявляется склонность к принятию рискованных решений. Среди феноменов, обнаруженных при изучении коллективно принимаемых решений, наиболее интересен феномен «позитивного сдвига» Р. Стоунера, который заключается в большей рискованности коллективных решений по сравнению с индивидуальными решениями [6,9]. Важнейшими функциями психологической теории решений являются предвидение поведения человека и объяснение процессов, обусловливающих это поведение. Результаты экспериментального исследования поведения людей при решении многокритериальных задач были использованы в разработке психологических теорий, описывающих действия ЛПР в задачах выбора:

1. Теории поиска доминантной структуры.

2. Теории конструирования стратегий.

Первая теория была предложена Г. Монтгомери и О. Свенсоном. Они выдвинули гипотезу о том, что при выборе лучшей из альтернатив ЛПР стремиться создать доминантную структуру [7]. Путем попарного сравнения всех (либо части) альтернатив ЛПР хочет найти альтернативу, которая:

• лучше каждой из прочих хотя бы по одному критерию;

• недостатки данной альтернативы менее существенны, чем недостатки сравниваемых с ней других альтернатив.

В соответствии с теорией поиска доминантной структуры ЛПР в процессе принятия решений охватывает взглядом все имеющиеся альтернативы и выбирает доминирующую альтернативу с его точки зрения. Затем ЛПР проводит попарное сравнение с выбранной альтернативой всех других альтернатив. Если по результатам сравнения выбранная альтернатива оказалась лучшей, то доминантная структура построена и выбор ЛПР очевиден. В том случае, когда в результате сравнения какая-то иная альтернатива оказывается лучше, то тогда она рассматривается, как потенциально доминирующая и с ней сравниваются все остальные.

Вторая из названных теорий принадлежит Д. Пейну и может быть названа теорией конструирования стратегий. Д. Пейн предположил, что в процессе решения задачи используется не одна, а несколько стратегий и эвристик [7]. Сравнивая альтернативы, ЛПР вначале может пренебречь различиями в оценках по некоторым критериям, а затем использовать стратегию аддитивных разностей, далее - стратегию исключения и т.д. В проводимых экспериментах для поведения испытуемых была характерна именно совокупность стратегий, а не одна стратегия. На формирование совокупной стратегии оказывают непосредственное влияние те оценки альтернатив, которые попадают в зону внимания человека.

В наши дни Решение становится предметом научного исследования. Процесс принятия решений становится всё более трудным и ответственным, так как требует анализа и обобщения иногда огромного объёма различной информации и факторов. Поэтому ни интуиция, ни здравый смысл, ни врождённый ум не могут гарантировать правильного выбора в какой либо сфере. Как следствие, появляются теории принятия рациональных решений.

Одна из основных – психологическая теория принятия решений, но для её использования следует сначала провести очень подробную и тщательную оценку этой теории, во избежание ошибок при её применении руководителем, или любым другим Лицом, Принимающим Решения.

Характеристика лица, принимающего решения:

В определение лица, принимающего решения, необходимо включить столь важную черту, как ответственность, которая имеет большое практическое и исследовательское значение, ибо человек, не несущий ответственности за свои действия или решения, не является Человеком, Принимающим Решения, т.к. его решения можно принять за случайные.

У человека, принимающего решения, можно выделить 2 основных класса постоянных черт: постоянные и индивидуальные. Человеку, принимающему решения, необходимо последовательно организовывать все подконтрольные процессы.

Анализ задач, требующих принятия решений.

Анализ задач, требующих принятия решений включает в себя:

1) Выбор альтернативы.

2) Постановка и оценка рисков задачи.

3) Поиск пути решения, оценка их результатов.

4) Решение поставленной задачи.

5) Оценка результата, принятие к сведению ошибки.

6) Выводы.

Оценка результатов. Теория полезности.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн сформулировали совокупность математических аксиом, для человека, действующего рационально:

    1. Об упорядоченности исходов: всегда из двух исходов один является более предпочтительным.

    2. II) О транзитивности: если 1й исход предпочтительнее 2го, а 2й предпочтительнее 3го, то 1й предпочтительнее 2го.

    3. III) О вполне определённом исходе: даже если возможен совершенно нежелательный исход, но существует очень предпочтительный, то выбор этого пути вполне объясним.

    4. IV) О подстановочности: при замене исхода на синонимичный ему, цена (предпочтительность) исхода не изменится.

    5. V) О редукции сложных ставок: когда один или несколько из возможных исходов сами являются лотереями исходов.

    6. VI) О непрерывности: влияние вероятности определенного исхода прямо влияет на его предпочтительность.

Процесс прогнозирование. Субъективная вероятность.

Современная теория вероятностей – аксиоматическая теория.

А - множество элементарных событий;

Б - событие, подмножество А;

Р - маловероятное событие;

В - класс событий, для которого удаётся определить вероятность, который обладает следующими свойствами: а) Полное событие А и невозможное событие О принадлежат В;

б) Если событие Г принадлежит В, то и противоположенное Г событие также принадлежит В;

в) Если события В1, В2, В3 принадлежат В, то и объединение этих событий в одно также принадлежит В.

Аксиома 1: для любого события Г из класса В справедливо: р(Г) больше или равно нуля и меньше или равно единицы. Аксиома 2: Вероятность множества элементарных событий равна единице: р(А)=1.

Аксиома 3: Вероятность объединения множества взаимоисключающих событий равна сумме вероятностей этих событий.

Обывателям свойственно заблуждаться: есть так называемая «иллюзия Алексея Ивановича»: люди связывают между собой два независимых события, и при многократном исходе с одним результатом, предсказывают другой результат на следующий раз, что не является логичным! (Пример: игра орёл-решка, или красный-чёрный в казино.) Также существуют эвристические принципы предсказания результата: люди выстраивают предположения, исходя из каких-то своих убеждений/страхов/суеверий, т.е. факторов, не влияющих на исход!

Существует ещё один интересный эффект, которым занимаются психологи: люди подсознательно меняют свои предсказания об исходе некоего события задним числом, т.е. зная исход – эффект Фишхофа («я знал, что это произойдёт»). Психологическая составляющая эффекта заключается в том, что люди не хотят в себе разочаровываться, чтобы в будущем не бояться принимать решения.

Алгоритмические и эвристические стратегии выбора. Теория риска.

Можно выделить 2 конкурирующие точки зрения на процесс выбора:

1) Познавательная: лицо, принимающее решения, производит выбор альтернативы согласно некой системе правил. Это, по сути, инвариантная черта человека.

2)Поведенческая: выбор зависит от ранее возникших ассоциаций между стимулами и реакциями.

Соответственно есть 2 типа стратегий:

1) Эвристических – т.е. опирающихся на расплывчатые внутренние понятия.

2) Алгоритмических, т.е. основанных на алгоритмах, чётких формулах.

Решение- это функция выигрыша и проигрыша!

Decision=F(А(выигрыш);А(проигрыш)) Главный вопрос в том, чтобы понять – Ваша стратегия, это алгоритм или эвристика?..

Динамические задачи, содержащие риск.

Чтобы оценить риск исхода, нужна определённая информации: об исходах схожих задач, т.е. исследовательская и информация предвидения. Значение информации очень велико - от её точности зависит успех вашего дела! А для динамических задач, формирующихся по ходу дела, т.е. зависящих от предыдущих Ваших ходов, нужен огромный объём проверенной информации!

Роль факторов среды и личности при принятии решений, связанных с риском.

Процессы принятия решений зависят от многих факторов, установить которые далеко не просто. По вопросу о роли различных факторов в процессе выбора можно выделить две крайне противоположенные позиции в психологии: 1) Субъективная - доминирующая и весьма популярна в обыденной жизни. Согласно этой позиции, человеческие решения целиком обусловлены структурой личности, его менталитетом, характером, привычками.

  1. Ситуационизм – согласно этой позиции, основное влияние на выбор человека оказывает внешняя среда (физическая и социальная).

  2. Факт того, что в стрессовой ситуации человек непредсказуем (т.е. стресс явно оказывает влияние на принятие решений), не может примирить сторонников этих позиций, т.к. стресс можно трактовать как влияние личности на обстановку окружающей среды, следовательно это смешанная ситуация, и делать выводы по ней нельзя.

У разных людей разная склонность «рисковать», а это уже обуславливается характером человека, его «азартностью», «безбашенностью».

Процесс принятия решений в группе.

С усложнением общественной жизни становится всё сложнее принимать решения в группе, однако этому стоит научиться, т.к. зачастую это более плодотворно и результативно. У малых групп можно выделить основное свойство – общая цель. Помимо неё есть ещё две: взаимодействие внутри группы и её внутренняя структура.

Есть 3 главных фактора, от которых зависит рациональность группового решения:

1) Характер задачи, т.е. суть, сложность, сроки исполнения и т.д.

2) Характеристика группы, т.е. состав, количество, род деятельности.

3) Процедура деятельности, как то: методы принятия решений, алгоритм.

Совокупность факторов и определяет качество работы группы по принятию решений.

Достижения и перспективы.

В этой книге рассматривалась психологическая теория принятия решений, которая относится к числу наиболее разработанных наук о человеке. Предметом её исследования является поведение человека в процессе принятия решений, на что очень сильно влияет система ценностей индивида, окружающая среда, и внутренний мир человека, это, пожалуй, основное.

У этой несомненно очень полезной теории обширнейшее поле для развития и расширения: возрастает интерес к сложным задачам, а, следовательно, и принятию решений по этим задачам.

В скором времени каждый Человек будет просто обязан Уметь Принимать Решения.

93.Обеспечение качества управленческих решений. Концепция всеобщего контроля качества (TQC). Цикл Деменга для процедур управленческих решений. Проблема оценки эффективности управленческих решений.

Качество управленческого решения — это совокупность пара¬метров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конк¬ретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения представлены на рис. 1.

Рис. 1. Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения

Рассмотрим содержание компонентов представленного на рис. 1. "черного ящика".

"Вход" системы характеризуется параметрами проблемы, кото¬рые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потре¬бителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы про¬даж, сроки поставок, цены и т.п.).

На выходе системы — решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланирован¬ного результата.

К компонентам "внешней среды " системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, эконо¬мика, техническое состояние, социально-демографические, природ-но-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные свя¬зи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, орга¬низациями, посредниками, конкурентами и т.д.

Обратная связь характеризует различную информацию, посту-пающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "процессу"), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы ("вход"). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требо¬ваниями потребителей об уточнении или доработки решения, появле¬нием нововведений, "ноу-хау" и другими факторами.

Процесс принятия решения включает в себя следующие опера¬ции: подготовка к работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формулирование заданий; оформление необходимых документов; реализация зада¬ний. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме № 3.

Применение системного подхода к процессу принятия управ-ленческого решения позволяет определить структуру проблемы, си¬стему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очеред¬ность их совершенствования.

С целью экономии времени и средств на разработку управ¬ленческого решения рекомендуется следующаяочередность совершенствования (формирования, отработки) компонентов "черного ящика" (см. рис. 1.).

Сначала необходимо четко сформулировать, что нам следует по-лучить, какими параметрами должно обладать решение.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффек-тивности управленческого решения относятся:

• применение к разработке управленческого решения научных под-ходов менеджмента;

• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения (см. тему 2);

• обеспечение лица, принимающего решение, качественной ин-формацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внеш¬ней среды" и "процесса" системы разработки решения (см. тему 3);

• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения (см. темы 3; 4 и 5);

• структуризация проблемы и построение дерева целей (см. п. 2.5.);

• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов реше¬ний (см. п. 1.4.);

• обеспечение многовариантности решений;

• правовая обоснованность принимаемого решения;

• автоматизация процесса сбора и обработки информации, про¬цесса разработки и реализации решений;

• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

• наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это доро¬го стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объек¬тивно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых усло¬вий повышения качества и эффективности решений на основе ав¬томатизации системы менеджмента.

Цикл Деминга (Deming Cycle, круг качества) – это постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, оптимизации отдельных единиц и объектов.

Этот круг часто называют циклом PDCA. PDCA цикл (Plan-Do-Check-Act): планирование – осуществление – проверка – претворение в жизнь) является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества. Второе название метода – цикл Деминга - из-за наглядной круговой графической интерпретации стадий цикла. При помощи постоянных проверок до, во время и после процесса производства, воспитания ответственности за качество и, прежде всего, при помощи постоянного аудита процесса производства могут быть обнаружены слабые места в разных процессах на предприятии. PDCA служит именно для обнаружения причин брака и поддержки всего процесса вплоть до устранения дефектов.

Схема 1. Круг качества (цикл Деминга)