150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
Разработка проблем МСФО началась в 1960-е годы под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. Для нормального функционирования глобальных экономических отношений необходим «универсальный язык бизнесменов». В качестве такого языка был определен бухгалтерский учет и финансовая отчетность, доступные и понятные всем заинтересованным лицам. В настоящее время на базе МСФО сложилась глобальная система бухгалтерского учета. Работающий с 1973 года в Лондоне Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности. К началу XXIвека КМСФО утвердил более 40 стандартов; некоторые из них претерпели за время своего существования по две-три редакции, а отдельные были полностью модернизированы. В настоящее время финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО добровольно составляют более 40 тыс. транснациональных корпораций, имеющих более 200 тыс. дочерних и зависимых организаций по всему миру. Ряд государств, в том числе Российская Федерация и Республика Беларусь, решили привести в соответствие с МСФО свои национальные правила бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности .
Международные стандарты финансовой отчетности разрабатываются Советом МСФО. Основными целями Совета являются формулирование и публикация исходя из общественных интересов высококачественных, понятных и осуществимых стандартов финансовой отчетности, предусматривающих представление прозрачной и сравнимой финансовой информации; проведение работы по более широкому использованию и точному применению стандартов; способствование сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.
Согласно МСФО финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией. В соответствии с принципами «цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений».
Пользователями финансовой отчетности являются:
Инвесторы, вкладывающие капитал в компанию и заинтересованные в достоверности и точности финансовой информации;
Работники, нуждающиеся в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей, их способности обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства;
Заимодавцы, заинтересованные в информации, позволяющей определить риск в отношении возврата займов и выплаты причитающихся процентов;
Поставщики, которым нужна информация, дающая возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность их дебиторов;
Покупатели, заинтересованные в информации о стабильности компании, особенно когда они имеют с ней долгосрочные отношения.
Правительство в лице соответствующих органов, заинтересованных в информации о деятельности хозяйствующих субъектов для того, чтобы определять налоговую политику, размер национального дохода, распределять ресурсы.
Общественность, интересующаяся разнообразной информацией о деятельности компаний, их вкладе в местную экономику .
Приоритетными пользователями финансовой отчетности с позиций МСФО являются инвесторы. Особенность МСФО состоит в том, что усилия бухгалтера в большей мере направлены на формирование достоверной информации о финансовом положении, чем о финансовых результатах. Об этом свидетельствуют и жесткие требования к признанию активов, и требование их оценки по справедливой (рыночной) стоимости. Международными стандартами она используется широко.
Для определения справедливой стоимости необходима информация о сделке с аналогичным активом (обязательством), в которой обеспечивалось бы соблюдение следующих условий:
- сделка совершается между независимыми (несвязанными) сторонами;
- стороны хорошо осведомлены об условиях сделки и среднерыночных условиях сделок с аналогичными активами и обязательствами;
- стороны совершают сделку без принуждения, т. е. сделка не является вынужденной .
Международные стандарты основаны на двух основных допущениях:
Метод начисленияозначает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Т. е. операции будут учитываться в том отчетном периоде, в котором они возникли. Это дает возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств – прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счет уменьшения финансовых результатов отчетного периода.
Непрерывность деятельностипредполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта .
В соответствии с МСФО качественные характеристики являются «атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей». МСФО выделяют четыре основные качественные характеристики: понятность, сопоставимость, уместность и надежность.
Понятность (understandability)предполагает доступность для понимания пользователями, обладающими достаточными знаниями в области бухгалтерского учета. Следует отметить, что информация о сложных вопросах, требующая раскрытия в финансовой отчетности, не должна исключаться только из-за того, что она может не отвечать требованию понятности для некоторых пользователей.
Уместность или значимость (relevance)информации определяется ее характером или существенностью. В одних случаях характера информации достаточно для ее раскрытия независимо от ее существенности. В других случаях большое значение имеет существенность, когда пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей отчетности.
Надежность или достоверность (reliability). Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:
- правдивому раскрытию хозяйственных операций в отчетности;
- приоритету содержания над формой – информация должна принимать во внимание прежде всего экономическую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую форму;
- нейтральности, т. е. ненацеленности информации на интересы определенных групп пользователей. Нейтральность финансовой отчетности проявляется отсутствием у ее составителей намерения склонить пользователей отчетности к определенному решению;
- осмотрительности – активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и расходы недооценены. В основе принципа осмотрительности лежит идея о том, что при наличии неопределенности в выборе подхода к учету того или иного показателя необходимо остановиться на том подходе, который дает менее оптимистическую картину ситуации.
- полноте – в отчетности должны получить отражение все существенные, с точки зрения пользователей отчетности, факты хозяйственной деятельности за отчетный период.
Сопоставимости или сравнимости (compаrability)– информация должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчетности как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим организациям .
В результате последовательного применения качественных характеристик информации и при условии соответствия бухгалтерским стандартам обеспечивается достоверное и объективное представление отчетности.
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.